Когда мы говорим о теории и практике генеративного подхода, в обучении и работе с клиентами, нам случается использовать понятия «ограничивающие убеждения», «наблюдающее я», «креативное принятие» и другие термины. Это умные слова, которые не всегда просто привязать к опыту и ощущениям, поскольку они довольно абстрактны и относятся к специфической области познания.
В то же время, Стивен Гиллиген и Роберт Дилтс иногда используют термин «демоны» для обозначения наших ощущений и реакций при встрече с жизненными препятствиями. Я считаю, что этот образный язык может быть очень практичным и полезным для использующих генеративный подход.
Демонология – почему и зачем?
Во-первых, называя что-то и давая этому живое присутствие, мы превращаем холодные понятия сознательного разума в нечто живое, имеющее собственные цели, задачи, страдания и мечты. Соединяем их c опытом души и тела. Они становятся тем, с чем можно взаимодействовать и строить отношения. А ведь это и есть одна из ключевых идей генеративного подхода – творческие отношения с собой и миром, во всем его и нашем многообразии.
Во-вторых, Стивен Гиллиген часто говорит на языке духа, души и приводит идеи и практики из различных духовных подходов. Возможно, вы не знали, но в ряде из них понятие «демонов» является совершенно естественной и рабочей частью практик осознания материала и развития мастерства.
Демоны Дилтса, или демоны действующего Я
Роберт Дилтс любит выявлять ограничивающие убеждения простой фразой, которая, естественно, упоминается во всех книжках и на тренингах: продолжите фразу «Я очень-очень хочу достичь Х, но не могу потому что Y…».
Анализ ответов людей на этот простой вопрос показывает, что все многообразие ответов сводится к пяти типам объяснений, которые называются ограничивающими убеждениями:
- о Недостойности (ненужности, собственной ничтожности),
- Беспомощности («не могу» – бессилии)
- Нежелании («не хочу» – внутренние конфликты частей и т.д.)
- Невозможности (нереальности, недостижимости)
- Безнадежности (бессмысленности)
И естественно, под каждым из таких ограничивающих убеждений, внутри них, есть проживание опыта одного из пяти чувств – ничтожности, бессилия, растерянности, безнадёжности, бессмысленности. Они возникают, как только мы начинаем мечтать о достижении цели, приходят в путешествии героя, в реализации видения и своей миссии в жизни. Это и есть демоны, которые пробуждаются при встрече с жизненными ситуациями, с препятствиями, с вызовами, и начинают управлять поведением человека.
Конечно, можно продолжать называть их ограничивающими убеждениями и работать с ними на уровне сознания, но тогда мы теряем уникальную возможность применить навыки спонсорства по отношению к этому присутствию внутри нас. А раз такое по сути живое присутствие уже есть, то давая ему личность, с ним можно не просто «разбираться» и «прорабатывать», а строить отношения.
Гипноз третьего поколения – порождающие состояния сознания
Самый современный взгляд на транс и гипноз. Уникальное целостное восприятие сознания и бессознательного. Генеративный транс соединяет глубокую трансовую работу и когнитивные подходы к изменениям.
Немного понаблюдав за собой, друзьями или клиентами, легко заметить, что в нашей жизни проявляются все пять. Когда мы хотим достичь цели или решить проблему, кто-то из них актуализируется и рулит фильтрами восприятия и мышления в этой конкретной ситуации… И если посмотреть на свою жизнь и важных людей в ней, на свои проблемы и мечтания, можно увидеть, кто из них больше всего действует.
Кто их из этих демонов Дилтса главный хозяин вашей жизни. Правда же любопытно, кто в основном за вас определяет ваши страхи, ограничения и мечты? 😉
Любопытный факт
Джудит Делозье полагает, что эти пять демонов сводятся по сути к двум. Джудит говорит о Беспомощности и Безнадежности. Можно сказать, что в модели SCORE она группирует вместе проблемы прошлого (Causes) и актуального состояния (Symptom) как Беспомощность, а ограничения желаемого состояния (Outcome) с эффектами (Effects) как Безнадежность.
Как приручить демонов?
Может быть, вам доводилось читать о тех, кто слышал о тех, кто видел людей, проживающих такие чувства? Беспомощности в сложной ситуации, безнадежности попыток что-то изменить, недостойности получать то, чего на самом деле хочется? И конечно, вы лично всегда, везде и всюду замечаете в себе малейшие ощущения пробуждения этих демонов Дилтса? Может быть, вы даже радуетесь, приветствуете их силу и мудрость, и играете с ними весело и с удовольствием, наслаждаетесь каждой секундой общения, которую они вам дарят?
Если да, поздравляю, вы знакомы и очевидно дружите со своими демонами. Если нет – поздравляю, хорошо знать, что можно начать строить с ними отношения. Ну если только вы не желаете, чтобы они вместо вас определяли что вы делаете, что вы можете, и кем будете становиться.
А если центрировать оба эти облика каждого демона-ангела, а потом центрировать эти пять пар друг с другом в соматической интеграции, или энергетической, или какой-то еще… Это может открыть много неведомого из их Источника, и удивить, не побоюсь этого слова, Генеративностью. Ведь что лучше практиковать, вдох или выдох? Вам лично что больше в жизни нравится, выдыхать или вдыхать? И как вы открываете глубину той тайны, что приходит в мир через то и другое? Через вас?
Архидемоны наблюдающего Я
В то время как Роберт Дилтс говорит о демонах «Действующего Я» в терминах ограничивающих убеждений, Стивен Гиллиген подчеркивает определяющую роль «Наблюдающего Я». Именно его состояние определяет, как всё, что проживается нами в жизни будет разворачиваться и использоваться нами. Станет ли это новым прорывом или очередным провалом. Поэтому то, что творится в вашем «Наблюдающем Я», имеет еще большее значение. И тут мы знакомимся с Архидемонами.
Демоны «Действующего Я» нам уже известны. Кто же руководит ими ? И по сути поддерживает и усиливает их разрушительные проявления? Это делают архидемоны «Наблюдающего Я», или демоны Стивена. Они живут в пространстве, из которого наблюдают за тем, что происходит в действующем Я, и активизируются, когда в наблюдающем Я нет большего mindfulness, человеческого присутствия. Свято место пусто не бывает 🙂
У каждого из них есть характерные послания и реакции на поведение демонов действующего Я, которые наверняка тоже вам знакомы:
- Бей – (злись) с этим нужно бороться, запретить и уничтожить
- Беги – (бойся) любыми способами избегай встречи с ними
- Замри – (игнорируй, рационализируй) пусть все как-нибудь решится само, а мы здесь ни при чем
- Сдайся – отпусти вожжи, пусть демоны гуляют как хотят, забудь себя и идентифицируйся с ними
Именно состояние и поведение архидемонов наблюдающего Я определяет, как мы будем реагировать и относиться к тому, как себя ведут, ощущают, на что надеются и о чем мечтают демоны/ангелы действующего Я. В конечном счете, как вся система разума, тела и души будет эволюционировать.
Если нашими демонами и демонами клиентов погоняют архидемоны, вся система разума и тела раз за разом отправляется в ретравматизацию и CRASH.
А при наличии человеческого присутствия в наблюдающем Я (мудростью и силой архангелов Стивена), все, что мы чувствуем и проживаем в действующем я может быть встречено, сбалансировано и выражено многими способами. И тогда вся система будет двигаться в COACH – созидательный и исцеляющий творческий поток.
Важные подробности о состояниях COACH и CRASH читайте в статье «Что такое состояние COACH и CRASH».
Уметь узнавать и взаимодействовать с архидемонами тоже очень важно. Когда вместо человеческого присутствия в нашей жизни рулят архидемоны, жизнь становится просто привычными играми демонов Действующего Я. Никакого творчества и развития такая жизнь не предполагает. Вместо реализации своего потенциала мы получаем проживание одних и тех же ситуаций, эмоций, паттернов поведения и травм, раз за разом одинаковых.
Меняться будут разве что декорации, подобно тому как в новых отношениях возникают проблемы, которые были и в предыдущих, на новой работе – старые конфликты, в новых проектах – те же сложности, с которыми уже приходилось сталкиваться.
Как быть с Архидемонами?
Тут возникает интересный вопрос, а кто же будет решать, что делать с архидемонами, если решать некому? Кто может подняться еще на шаг выше и привнести человеческое Присутствие туда, где его, возможно, не было уже очень давно?
Как вы уже догадываетесь, в работе с Архидемонами наблюдающего Я отчасти применимы те же подходы, что и в работе с обычными демонами действующего Я. Стивен Гиллиген на своих курсах дает некоторые подсказки. При этом есть важные аспекты этой работы, которые надо учитывать, поскольку в случае с архидемонами мы имеем дело с куда более глубоко встроенными стратегиями, которым мы обучаемся с самого детства. И архидемоны обучаются им вместе с нами.
Поэтому работа с ними требует готовности, более широкого и спокойного пространства осознанности, более глубокой связи с архитипическими паттернами, и конечно, поддержки извне. Потому что заметить и признать их бывает весьма непросто, они очень хитро маскируются.
Мы с удовольствием расскажем об этом подробнее, и обязательно покажем на практике на наших тренингах по генеративному трансу и генеративному коучингу.
А пока хорошо помнить, что Осознанность, как одна из четырех ножек табуретки НЛП, любимых Джудит Делозье, предполагает навык замедлиться, расслабиться и исследовать, что именно происходит между скоротечными мыслями и чувствами. И заметить, кто из-за кулис управляет этим потоком ощущений в обход сознания. Кто из архидемонов именно у вас защищается от демонов и защищает демонов тактической неосознанностью.
Если захочется, можно поиграть с этим, когда будет удобно, где искать и как, вы наверное уже начали догадываться… Но конечно, нет никакой необходимости сделать это прямо сейчас.