Удивительно, но представления большинства людей об НЛП остались на уровне техник и технологий 40-летней давности. А между тем, НЛП развивается, меняется, и актуальные подходы НЛП значительно отличаются от того, что делали даже 10 – 15 лет назад. Поговорим о трех поколениях НЛП и их отличиях.
С момента своего создания НЛП прошло долгий путь и сильно изменилось в способе подачи знаний. Обрело новые смыслы, инструменты, способы выражения и концепции развития.
Можно выделить три поколения НЛП: классическое, или НЛП первого поколения, второе поколение НЛП – «Новый код» НЛП, и НЛП третьего поколения, НЛП‑3, генеративное, или полевое НЛП).
Содержание
Классическое НЛП, первое поколение НЛП
Первое поколение НЛП создавалось Джоном Гриндером, Ричардом Бэндлером, Джудит Делозье, Френком Пьюселиком, а в дальнейшем Робертом Дилтсом и другими. НЛП первого поколения в большей степени ориентировалось на решение проблем личности, на инструментальный подход.
НЛП первого поколения давало инструменты, чтобы привести ваши навыки, способности, мысли и убеждения в соответствии с вашей жизнью, дать возможность решить внутренние проблемы и конфликты, чтобы вы могли достигать своих целей и решать свои жизненные задачи.
НЛП первого поколения использует на техники – инструменты решения конкретных задач. Одна из значимых идей НЛП первого поколения состоит в том, что решение проблем связано с ресурсами, и по сути решение проблемы заключается в поиске ресурса. В НЛП первого поколения мы открываем те ресурсы, которые мы либо не замечали, игнорировали, либо по какой-то причине у нас не было к ним доступа. Есть техники, позволяющие активизировать эти ресурсы, перенести их в тот контекст, где они будут уместны и полезны.
Новый Код НЛП, второе поколение НЛП
Второе поколение НЛП, которое создавали и развивали Джон Гриндер, Джудит Делозье и другие,принесло другие акценты. Вместо ориентации на техники, за которыми люди часто забывали базовые принципы и идеи НЛП, это была попытка сфокусироваться на множественном восприятии мира.
НЛП третьего поколения
Что же в практику привнесло третье поколение НЛП? Это можно назвать переосмыслением, углублением и уточнением базовых принципов, сформированных в классическом НЛП. И заново открывая принципы НЛП и соединяя их с отношенческим и генеративным подходом, НЛП3 создает прочную основу для работы с клиентами и самолидерства.
Метапозиция
Один из ключевых навыков обучения на классическом курсе НЛП-практик – это навык быть в метапозиции. В НЛП третьего поколения было проделано очень существенное уточнение этой модели.
Важное различие
Было показано, что метапозиция, то есть состояние COACH наблюдающего Я – это составное, композитное состояние.
Оно состоит из:
- У‑вэй кит. трад. 無為, упр. 无为, пиньинь wúwèi) – незнание, недеяние
- Любознательность и любопытство, то есть искренний интерес к тому, как устроена и работает система
- Креативное принятие из 3 шагов
Надежные и эффективные психологические практики для вашего благополучия
Это регулярные онлайн-занятия, на которых вы сможете освоить самые эффективные практики саморегуляции, исцеления и заботы о себе, известные в современной психологии.
Ресурсы
Если вернуться к идее ресурсов, то можно вспомнить, что английское слово «ресурс» состоит из двух слов – «re-source». А source означает – «источник». То есть, ресурс – это пересоздание, обновление нашей связи с источником жизни и творчества.
НЛП3 уходит от конкретных техник и от поиска конкретных ресурсов для решения конкретных проблем. Но это не значит, что проблемы не решаются. Просто мы смещаем фокус работы в сторону поиска сбалансированной связи со всем спектром доступных ресурсов, с соединением с источником ресурсов. Такое соединение с пространством ресурсов в НЛП третьего поколения и генеративном подходе называют центрированием.
Практики НЛП третьего поколения позволяют обрести свои способы соединения с источником и пространством ресурсов. И благодаря этому научиться пребывать в состоянии высокой продуктивности, HPS или High Performance State. Когда мы находимся в таком состоянии, творческие ресурсы и решения наших жизненных задач происходят как будто бы сами собой, благодаря нашему доступу ко всему спектру собственного опыта, опыта других людей и возможности творчески взаимодействовать с ресурсами и проблемами.
Такое состояние похоже на те моменты, которые иногда с нами случаются – когда решая какую-то задачу, мы еще даже не сформулировали вопрос, но уже готов ответ. Иногда складывается ощущение, что творческие решения, новые идеи и ресурсы приходят как будто ниоткуда, сами по себе. Так иногда описывают моменты озарения.
Заключение
НЛП давно интересуется моментами озарения, и много моделировало людей, которые способны творчески решать задачи там, где другие застревают. Выяснилось, что в этим моменты они находятся в любопытном состоянии, том самом High Performance State. И можно учиться разворачивать изнутри и поддерживать такое состояние. Потенциал делать это есть у любого человека.