Мы рады, что вам нравится наш контент!
Трансмастерс тренинги по нлп гипнозу и генеративному подходу

Исследование запроса клиента в провокативной терапии

Picture of Дмитрий Сычев

Дмитрий Сычев

Практикует генеративный транс, коучинг, провокативную терапию, эриксоновский гипноз. Мастер НЛП.

Некоторые направления психологии концентрируются на сложностях и недостатках, и изучают причины и предпосылки трудностей, исцеляют или рефреймируют прошлый опыт. Другие больше концентируются на возможностях, на образе будущего, на том, чего человек хочет достичь – на задачах.

Но работа в любом подходе начинается с выяснения запроса клиента. Провокативная терапия предлагает свой собственный уникальный способ выяснить, чего хочет клиент, и построить стратегию терапевтической коммуникации.

Провокативная терапия не отрицает важность прошлого опыта, и в то же время утверждает, что текущий опыт человека, его ситуация в настоящем и в будущем так же важна для продуктивной работы и исцеления. Здорово было бы найти такой волшебный вопрос…

Чтобы прояснить настоящий запрос человека, и выяснить, где клиент находится прямо сейчас, в провокативной терапии есть замечательное средство.

Ключевой вопрос доступа

Изучая провокативную терапию, мы обнаруживаем десятки разных способов раскрыть и уточнить запрос клиента. Но ведь в этом деле нужно с чего-то начать…

Эту задачу решает простой вопрос, с которого начинается любая сессия провокативной терапии – «в чем проблема?».

Ключевой вопрос доступа провокативной терапии

Возможно, этот вопрос не главный в смысле того, какие глобальные задачи решает провокативная терапия, зачем вообще мы пришли в этот мир и куда мы уйдём после того, как наша миссия здесь завершится, но он является базовым вопросом доступа для того, чтобы начать исследовать проблемное пространство клиента.

Конечно, из опыта мы знаем, что большинство клиентов привыкло описывать свои задачи-вопросы в терминах трудностей и проблемы. Некоторые современные подходы, такие как коучинг, краткосрочная психотерапия, предлагают сконцентрироваться в большей степени на задачах. 

Но если мы клиенту говорим: «А давай слово «проблема» переформулируем в «задачу», давай обнаружим глубинное позитивное «намерение», поисследуем цели, и так далее, это потребует от клиента мыслительных усилий. А люди – существа ленивые…

А на вопрос «в чем проблема» обычно ответить проще: «Проблема у меня такая…». Не будем мешать и бороться с клиентом. Мы тут проблемы решать собрались, а не доказывать, что мы умнее клиента.

Поэтому мы намеренно концентрируемся на проблеме, отвлекая внимание от того, что мы делаем на самом деле.

Проблема – не проблема… Но проблема-то есть!

Как терапевты мы понимаем, что сама по себе формулировка проблемы – это только самая верхушка айсберга. Ведь проблема становится проблемой только в некотором контексте, окружении, психосоциальной реальности клиента, которая делает проблему проблемой и поддерживает ее в этом состоянии.

Сходство с генеративным подходом

В этом смысле провокативная терапия хорошо согласуется с генеративным подходом, который утверждает, что проблема, сформулированная клиентом, никогда не является настоящей проблемой. Настоящей же проблемой всегда является отношение и привычное восприятие клиента, которое и создает настоящую проблему.

Проблему создаёт и поддерживает отношенческий контекст внутри разума человека. Это текущая организация его мышления и окружения, например, семейной системы, которая и делает проблему жёсткой, закреплённой сущностью, мешающей человеку жить. Именно его восприятие формирует его реакции и способы «решить» проблему, которые ее усугубляют.

Это правда, потому что если бы он мог решить свою проблему, пользуясь имеющимися средствами, он бы не пришел к вам.

А так хоть вам за сессию заплатит… Наверное…

Мы знаем, что станет происходящее с человеком проблемой или нет, определяется тем, какие у него стоят фильтры в голове: какие у него есть фильтры на уровне сознания, на уровне тела, полевой фильтр – люди, которые его окружают и отношения с ними.

Когда мы интересуемся «в чем проблема», мы ищем ключевые точки, в которых клиент будет эмоционально реагировать. Нам неинтересны его мудрствования на эту тему.

Мы хотим найти энергию, которая обозначит ключевые темы проблемного пространства. Начиная с вопроса «в чём проблема?», мы приступаем к постепенному исследованию таких заряженных точек. 

Как мы обращаемся с метафорой проблемы

Клиент принес на сессию все свое понимание ситуации и жизненный опыт. Другого у него пока нет. Некоторые называют это историями, кто-то метафорой или даже негативным трансом. Мы назовем это более честно – «бред клиента». 

И конечно же будем исследовать тот бред, который приносит к нам клиент, одновременно признавая, что проблема существует. Мы не спорим с ним, при этом стараемся обнаружить, что большего вокруг этой проблемы есть в его сознании и социальной карте.

Есть такой подход – «Чистый язык и символическое моделирование». Мне кажется любопытной связь провокативной терапии с «чистым языком». В «чистом языке» интересуются метафорой этой проблемы, начинают раскрывать эту метафору весьма изящными вопросами, которые не приносят со стороны терапевта никакого контента, не приносят ничего «лишнего» в пространство метафоры клиента. 

Там и проблема, и решение обнаруживается в виде пространстве метафоры. Метафора постепенно и мягко проясняется, чтобы узнать, что вокруг этой истории о проблеме, каков он, тот сказочный мир, частью которого она является. При этом вмешательство терапевта в проблему в идеале отсутствует, поэтому этот подход и называют «чистым языком».

Но это таа-а-ак долго, та-ак скучно… Поэтому в провокативной терапии мы действуем… Наоборот!

Неужели сразу провокации?

Провокативная терапия тоже выясняет текущую метафору проблемы, но своими уникальными способами. 

Вместо того, чтобы давать человеку говорить о своем проблемном трансе, мягко из него выуживая его содержание, забрасывая какие-то тонкие, точные вопросы, мы жёстко и безапелляционно навязываем ему какой-то взгляд на его проблему со стороны.

Это необязательно наше личное мнение – это может быть точка зрения его коллег, друзей или близких, которую мы на время принимаем, играя чью-то роль. Мы запросто можем пошутить над человеком или его проблемой. Мы можем вообще не верить ему, и отрицать само наличие проблемы! Мы это делаем не просто ради смеха или чтобы поиздеваться над клиентом – мы выясняем, как он отреагирует. А зачем? 

Паттерны реакции клиента на поведение терапевта в сессии достоверно повторяют его отношения в жизни и способы реагировать на жизненные вызовы.

Не верите? Проверьте…

Поскольку наши утверждения и поведение как терапевтов не соответствует его личным представлениям, клиент вынужден спорить с нами, чтобы доказать, что проблема существует и это действительно проблема. Он вынужден сканировать свой транс, искать, детализировать и уточнять своё восприятие и описание проблемного пространства. Он делает это, чтобы мы его «поняли».

Будучи вынужден рассказывать о тех взглядях, через которые он воспринимает эту проблему, через которые он смотрит на ситуацию своей жизни, он начинает сам их осознавать. И постепенно, пользуясь нами как кривым зеркалом, он понимает, что они, возможно, немного устарели. Мы заставляем его делать это, прямо не говоря ему об этом. 

Своими вопросами и утверждениями мы ставим его в не очень удобное положение, бросая ему вызов, с которым он вынужден иметь дело. Провокативная терапия вообще построена на вызове клиенту. Так зачем тянуть, начнем делать это с самого начала. Это само по себе полезно, потому что только через вызов и его преодоление человек приходит к новым осознаниям и следующим за ними изменениям в поведении.

Конечно, это все делается в пространстве доброго эмпатичного отношения, юмора, потому что в провокативной терапии важна эмпатия. И считается, что если в провокативной сессии не было смеха или юмора, то это была не очень провокативная сессия, она провалилась.

Такие необычные способы взаимодействия с человеком являются одной из визитных карточек провокативной терапии. Это, конечно, большое искусство – сделать это не обидно, не грубо и не для того, чтобы человека как-то принизить. Это способ сказать человеку: «Посмотри, такой взгляд тоже существует. Возможно, ты найдешь в этом что-то для себя».

Узнайте больше про конкретные приемы, которые можно использовать в работе с клиентами в статье о паттернах и приемах провокативной терапии.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях!

Добро пожаловать! Чтобы записаться на консультацию, оставьте свои контакты, и мы с вами свяжемся в ближайшее время.
Консультация