Провокативная психотерапия — необычный метод исцеления, созданный Фрэнком Фарелли (Фрэнк Фаррелли, Frank Farrelly). Он одинаково хорошо подходит и для работы в психиатрической клинике, и для практики бизнес-коуча, и в работе с личными задачами.
В этой статье мы рассмотрим приемы провокативной терапии и некоторые идеи по их применению.
За время исследования гения Фаррелли проводилось несколько попыток моделирования того, что он делал. Конечно, каждый исследователь неизбежно привносил в этот процесс свои акценты и свои личные фильтры.
В результате одни модели напоминают инструкцию для злых клоунов и фокусников языком, другие похожи на руководство по плохому британскому юмору, а третьи сосредотачиваются на терапевтических аспектах гуманистической психотерапии.
Конечно, ни одна из попыток объять масштаб работы Фрэнка не описывает его полностью. Но это совершенно не означает, что этого не нужно делать.
Вот и сейчас мы предпримем еще одну попытку описать часть наиболее доступных и эффективных паттернов, которыми пользовался Фрэнк Фарелли, и его последователи, например, Ник Кэмп.
Конечно, в этих паттернах есть определенная структура, и их можно изучать достаточно системно, разделив на категории и базовые принципы.
Но я считаю, что начинающим это только вредит, повышая сложность получения практических навыков. Вместо этого я предлагаю вам познакомиться с ними, и выбрать какие-то из них, чтобы вы могли поэкспериментировать в жизни, с коллегами, с клиентами и близкими (пожалуйста, не надо).
Начинаем изучение провокативной психологии. Вы готовы, дети? Тогда поехали!
Содержание
Быть эмпатичными и понимающими
Провокативная терапия родилась во многом как попытка решить проблемы, свойственные клиент-центрированному подходу Карла Роджерса и гуманистической психотерапии, в которой эмпатия, фокус на клиента, его чувства и попытка искренне понять его картину мира является важнейшим принципом работы.
Тем более важно заметить…
…что теплое, понимающее и искреннее отношение к клиенту является ключевым фактором и в провокативной терапии. Помимо этого мы работаем на многих других уровнях. Но всегда нужно помнить — что бы вы не говорили или не делали, это должно содержать вербальное или невербальное послание — «я здесь, я с тобой, я тебя вижу, ты ценен, ты важен«.
Мы исходим из рамки общения «как со старым другом», а старым друзьям можно доверить многое из того, чего обычно мы не говорим незнакомым людям. И это справедливо в обе стороны — и для клиента, и для терапевта.
Все приемы провокативной терапии основываются на том, чтобы дать клиенту посильный вызов, и много-много-много поддержки. А эту поддержку мы оказываем как вербально, так и невербально, используя взгляд, тон голоса и позу.
Осторожно, жулики
Есть всякие жуликоватые быдлотренеры, утверждающие, что провокативное воздействие не нуждается в раппорте, и вообще, происходит именно без раппорта.
Ребята, запомните, без раппорта не происходит никогда и ничего, кроме получения по морде, и то, это может быть обусловлено специфической формой раппорта.
Просто понятия о раппорте у этих тренеров весьма специфические. Они «забывают» о том, что раппорт — это динамический взаимный процесс, во многом бессознательный.
Клиент: не хочу выходить на новую работу…
Терапевт (теплым, искренним тоном): понимаю, маленький ты мамин бездельник…
Обнимите клиента своей любовью, и отшлепайте его своей мудростью… Ваджраяна!
Комплимент клиенту
Сделать комплимент клиенту — простой и незаслуженно редко используемый прием, который работает сразу на нескольких уровнях.
Сразу видно, что вы очень умны, потому что иначе бы вы не стали читать эту статью.
Такой вот ненавязчивый комплимент
Во-первых, человек расслабляется и открывается, если слышит искренний комплимент. Ведь хорошая провокативная терапия не подразумевает бессмысленной жестокости по отношению к клиенту, которая его ранит. Делая комплимент, мы начинаем создавать пространство доверия и открытости, в котором возможны совершенно разные форматы прямой и косвенной коммуникации. При этом они воспринимаются не как конфронтация, а как дружеское общение.
Во-вторых, он может наоборот, отреагировать на комплимент негативно. Начать что-то подозревать, рассказывать о том, почему он не достоин такого комплимента, и так далее. Это тоже хорошо — такая реакция дает нам пространство для исследования. Это значит, что эта тема для него заряжена, а в провокативной терапии мы обязательно исследуем заряженные темы.
В третьих, мы можем делать комплимент в виде двойного послания — например, подчеркнуть заведомо неудачный выбор одежды человека, или наоборот, не заметить то, что человек намеренно пытался приукрасить. Этим мы косвенно ставим под сомнение жесткий, привычный, годами поддерживаемый образ себя клиента. И он вынужден искать новый.
Комплимент может содержать двойное послание и в виде несоответствия вербальных и невербальных посланий. Такие послания способствуют возникновению транса, а значит, приоткрывают дверь для изменений.
Все эти варианты использования комплиментов не исключают друг друга. Примените этот простой прием со своими клиентами и вы будете удивлены, как хорошо он работает.
Согласиться с клиентом
Один из самых простых и применимых на практике паттернов — это согласиться с клиентом.
Клиент говорит: «Вот у меня есть что-то, у меня есть проблема, ну, потому что я не могу с этим справиться, потому что я немощный, потому что я беспомощный, потому что я…» и т. д, и т. д.
И во многих подходах ему много бы чего сказали, в некоторых подходах начали бы исследовать его семейную картину, где-то бы сказали: «Да нет, ты ценен, тебе надо заметить это всё». Начать закачивать его ресурсами, сочувствием, принятием.
И удивительным образом это находит отклик в клиенте. Конечно, этот отклик «негативен», потому что вообще-то клиент просто собирался немного пострадать, и получить нашей энергии, чтобы слить ее вникуда.
А когда ему говорят: «так это правда, так и есть», внезапно это вызывает парадоксальный, противоположный отклик внутри. Этот отклик провокативная терапия направляет, использует как ресурс для изменений, которые могут произойти в клиенте.
То есть, когда человек говорит: «У меня есть такая проблема, потому что я (например) не чувствую себя способным, у меня просто не получится», мы говорим: «Да, так и есть», обращаясь именно к этому ограничивающему убеждению: «Ну, ты просто неспособный. Таким родился, просто ты не в состоянии делать то, с чем другие с легкостью справляются, и с этим ничего не поделать».
Клиент: У меня не получается строить отношения с женщинами.
Терапевт: Я это сразу понял, как только ты вошел в кабинет. Ты на это просто не способен.
Клиент: Да? Это почему еще?
Терапевт: Почему, зачем… Это все философия. Ты просто сам знаешь, что это так. Я знаю. Они знают. Признай и смирись!
Ну раз не получается, то что ж теперь поделать? Остается с этим жить…
Это действует на клиентов, потому что им приходится реагировать уже на этот новый вызов, а не на тот, которого они ожидали изначально. Удивительным образом это раскрывает проблемное пространство клиента, создавая новые нейронные связи с различными частями жизненного опыта.
Бесплатные практические занятия для отработки навыков провокативных изменений. Прекрасная возможность познакомиться с провокативной терапией и коучингом в комфортной атмосфере с командой единомышленников.
Намеренно не понимать клиента
— У меня есть проблема в отношениях…
— Ну, что сказать, в сношениях у многих бывают проблемы. Оргазм — штука тонкая…
Делаем вид, что мы не так расслышали, и с умным видом интерпретируем сказанное
Не понимать клиента мы тоже можем на совершенно разных уровнях. Можно не расслышать, можно услышать неправильно, можно «не понять» смысл сказанного, и тем самым открыть совершенно другое направление коммуникации.
Когда мы намеренно неправильно понимаем клиента, мы с самого начала разрушаем стройную историю, которую подготовил нам клиент, чтобы рассказать на сессии. Эта история обычно полна обобщений, убеждений и завернута во множество «фантиков». Эти фантики призваны отвлечь внимание терапевта от чего-то действительно ценного в глубине психики клиента, с чем действительно важно поработать на сессии.
— Очень плохо сплю в последние дни!
Мы игнорируем проблему плохого сна, и неверно понимаем «последние дни»
— Я бы может тоже плохо спал в последние дни. Многое ведь нужно обдумать!
Намеренно не понимая клиента, мы заставляем его искать новые выражения глубинных структур сознания, находящихся под историями. Тогда мы можем обратить внимание на то, что проявляется, когда мы намеренно не видим поверхностную структуру истории, и на его реакции.
Клиенты реагируют на такое непонимание, демонстрируя свои привычные паттерны реакций на неопределенность. Кто-то будет злиться, другой бросается объяснять заново, кто-то смущается, кто-то впадает в транс, не зная, какую реакцию выбрать.
Любая реакция клиента нам на руку, поскольку она дает возможность пройти сквозь защиты — фильтры сознания и красивые заготовки разума, и говорить о чем-то действительно важном.
— У меня очень деликатная проблема.
— Сколько вам лет?
— Скоро пятдесят пять будет!
— Хм, а что, в шестьдесят пять этим еще интересуются?
Преувеличивая, «не расслышав» возраст человека, мы сразу выбиваем табуретку из-под его заготовки о проблеме, и одновременно провоцируем реакцию в часто заряженной теме возраста.
Вести себя как наивный дурачок
Этот прием связан с предыдущим — вы играете роль наивного человека, искренне не разбирающегося в вопросе, с которым пришел клиент. Вы расспрашиваете его о подробностях проблемы, дела, которым он занимается, не слишком утрируя собственную глупость, но демонстрируя полную некомпетентность в рассматриваемом вопросе.
Чем «наивнее» и «некомпетентнее» вы себя ведете, тем умнее и компетентнее вынужден становиться клиент. И по мере того как он утверждается в собственных компетенциях и способностях, это лишает его запасного маневра — любимой фразы «я не знаю, я не понимаю, я не могу».
Либо в конечном счете ему придется признать, что его представления о его компетенциях преувеличены — а это всегда полезно знать, либо он справится, пользуясь собственными же реальными компетенциями.
Клиент: времени мало. Нужно больше работать, а времени на обучение не остается.
Терапевт: а вы, получается, много работаете, да?
Клиент: конечно много, я же руководитель группы, на мне много обязанностей. Всяких.
Терапевт: вы так много всего делаете, чтобы другие могли отдохнуть, какой вы добрый человек!
Клиент: я не для того это все делаю, вопрос не в доброте, а в стремлении к развитию и делу!
Терапевт: а вот и правда, времени совсем нет, а вы все равно развиваетесь и учитесь ведь еще, тоже очень важно! Вы такой настойчивый!
Клиент: я вообще-то не собирался это обсуждать.
Роль доброго и наивного человека иногда помогает пройти сквозь очень сильные защиты. Конечно он не собирался это обсуждать, он ведь этим уже задолбал всех окружающих и себя.
Переключаться между позициями восприятия
Если вы изучали НЛП, то вы знаете о позициях восприятия.
Владение НЛП — это огромный ресурс для успешной работы с людьми
А если вы работаете с людьми и не изучали НЛП, то самое время это изменить, потому что это поднимет вашу работу на совершенно новый уровень. Впрочем, вы не обязаны, с чего вдруг вам заботиться о своих компетенциях? Вы и так уже мегакрутой коуч, терапевт и психолог, а не какой-то там мастер трансформации и агент перемен.
Базовых позиций восприятия три (на самом деле больше, но это тема для отдельного разговора):
- Первая позиция — это вы сами, со всеми своими убеждениями и компетенциями.
- Вторая позиция — клиент. Как будто вы смотрите глазами другого человека.
- Третья позиция — сторонний наблюдатель, наблюдающий ситуацию со стороны и не участвующий в ней, не знающий о тонкостях и деталях происходящего.
Когда вы общаетесь с клиентом, возьмите время встать на его точку зрения, сходить во вторую позицию, и посмотрите исходя из этого на все, что происходит, и на то, что он говорит. Как будто бы на время станьте им.
Таким образом вы можете почувствовать, что то, что говорит клиент, имеет большой смысл для него, обнаружить состояния и мотиваторы, которые им движут. Это поможет задать правильные вопросы.
Также полезно занять третью позицию — увидеть себя и клиента со стороны, одновременно, на время забывая о том, что вы в процессе терапии, что у клиента есть какая-то проблема, и просто понаблюдать за вашей коммуникацией со стороны. Иногда это дает интересные инсайты и вызывает любопытные реакции, которые вы сможете затем привнести в сессию.
Дать плохой совет
Многие клиенты, приходя на терапию, не хотят ничего решать, делать, и в конце концов, менять в своей жизни. Поэтому они провоцируют терапевта дать им совет, как им быть. Естественно, если терапевт его таки даст, любой совет будет обесценен. Будут найдены причины, почему это не сработает. Будет найдено сто оправданий, почему делать так не стоит. В итоге, все останется по прежнему, силы потрачены, а демоны клиента довольны и смеются над туповатым терапевтом.
Зачем доводить до этого? Если вы ощущаете, что клиент просит дать совет, дайте совет, просто заведомо идиотский!
— Я так боюсь умирать! Мне ведь уже тридцать…
Психологическая «боль» клиента реальна, но как далеко он готов зайти, отстаивая ее?
— Ну, вы могли бы уже начать присматривать себе приличное место на кладбище и приходить туда регулярно, чтобы познакомиться с будущими соседями
Встречаясь с идиотским советом, клиент вынужден на время отбросить свою рамку серьезности проблемы. В то же время, очень глупо приводить доводы против заведомо тупых советов. Клиент начинает спорить с тупыми предложениями, автоматически бессознательно разворачиваясь к более вменяемым.
Хорошо, если совет получится еще и по-своему смешным, ведь одновременно страдать и смеяться довольно сложно.
Преувеличение и преуменьшение, утрирование
В НЛП эти паттерны известны как приемы рефрейминга, «изменение размера фрейма», но в коммуникации проще преуменьшать или преувеличивать — так понятнее. Делается это до тех пор, пока не доходит до абсурда. Доведение до абсурда — вообще один из центральных паттернов провокативной терапии, который, как правило, делается через утрирование. Либо помещение некой ситуации в другую рамку восприятия.
Если клиент приходит с «затруднением», конечно мы делаем из него «огромную проблему». А если с «серьезным испытанием», мы постепенно начинаем говорить о нем, как о легком беспокойстве. Можно и наоборот, почему бы не довести до мировой катастрофы действительно значимую проблему?
Цель этих приемов та же — сменить жесткую рамку восприятия клиента, из-за которой он и оказывается «в проблеме». Если мы преувеличиваем проблему до пределов «адекватности» клиента, он начинает занимать противоположную точку зрения, автоматически развенчивая проблему.
В то же время, бывают ситуации, когда клиент намеренно «заметает проблему под ковер», и явное преуменьшение терапевтом значимости чего-то может помочь клиенту осознать, что это на самом деле имеет значение.
— Вы знаете, я уже немного устал от ссор с женой…
— А сколько вы женаты?
— 15 лет…
— Ну, батенька, первые 15 лет всем тяжело. Еще лет 15, и она воспитает в вас своего мужчину, тогда станет полегче
Картинно «преуменьшаем» важность проблемы, при этом сразу даем понять, что пора бы ускориться…
Подшучивать над внешним видом и телом клиента
Независимо от того, с чем изначально пришел клиент, он перед вами весь. И если что-то в его образе или манере самопрезентации бросилось вам в глаза — скорее всего, он и сам в курсе этого. Вы по сути просто озвучиваете его собственные мысли по этому поводу, и ищете ключевые точки, в которых он будет эмоционально реагировать.
Это дает вам пространство для дальнейшей работы.
Если клиент полный — да он не полный, он жирный и не пролезает в двери.
Если клиент тихий — он не скромный, он «как серая мышь».
Одет вызывающе — огонь! Ведь Киркорова вы раньше видели только по телевизору!
Этот огромный шнобель — это замечательно. Всем бы такой. Им можно искать грибы, а можно научиться искать взрывчатку. Отличная вещь!
Любая особенность клиента — это потенциальный повод для шутки и провокации
Перебить клиента
С самого начала сессии перебивайте клиента, как только он скажет пару фраз, или начинает умничать, или пытается затащить вас в свой проблемный транс. Каждый раз это будет вызывать эмоции, что уже неплохо, или транс, состояние незнания, что тоже замечательно.
По реакции на применение этого паттерна тоже можно судить о предпочитаемых стратегиях реагирования клиента на стресс. Конечно, применять его стоит дозированно, но иногда перебивать людей быть очень эффективно.
Использовать двойные послания
Двойными посланиями наполнена вся человеческая коммуникация. Когда двойные послания становятся шизофреногенными паттернами, а когда — приемами исцеления, определяется контекстом, намерениями и осознанностью по поводу происходящего.
Двойные связки противоречивого невербального/вербального поведения, когда вербально вы выражаете гнев, а невербально тепло и принятие — это часто можно видеть в провокативных сессиях.
Но есть и более конкретные и специфические приемы. Один из них — «из метафоры в реальность и обратно». Его просто применять, и он может быть очень эффективен для клиентов, которые либо глубоко в своем трансе, либо наоборот, пытаются все контролировать и анализировать.
Мы интерпретируем сказанное клиентом как метафору, а когда он тоже начинает говорить метафорами, интерпретируем их как реальность.
Клиент: Я как слепой котенок по жизни… Не знаю, что делать… Тыкаюсь туда… Сюда…
Терапевт (мягко, недоверчиво): Слушай, ну так-то ты выглядишь скорее как облезлый старый кот…
Клиент: но разве старый кот не заслуживает счастья?
Терапевт (эмпатично): слушай, я понимаю твою боль, но я не ветеринар…
И вот реальность близости старости и смерти тихонько стучится в двери клиента…
Клиент: У меня совершенно конкретная задача — закрыть точку «Б» к концу года.
Терапевт, с видом сказочника: Я слышал про короля, который хотел завоевать мир, но у него всегда была какая-то более важная задача. Например, решить… Что на ужин? Кого позвать на бал?
Клиент: пожалуй, ему все-таки стоило бы решить, что важнее…
Терапевт, разводя руками: Ну… Корона тяжела, а ведь столько дел, столько дел…
История из непростой жизни достигатора
Все это имеет под собой задачу заставить клиента сойти с трибуны (табуреточки для деда Мороза) и просто немного расслабиться… В хорошем, приятном трансе.
Молчать, когда клиент ждет реакции
Полезно замолчать в то время, когда в сессии от вас ожидается какая-то реакция. Да почему бы и просто не помолчать… Можно сделать вид, что вы слышите, что говорит клиент, а можно вообще уйти в транс и отключиться от диалога. Все это заставляет клиента уходить в транс и реагировать, адаптироваться, демонстрируя свои стратегии адаптации.
Иногда в провокативной сессии, особенно групповой, много веселого шума. Шуточки, прибауточки — и вдруг, возникает тишина. Будто бы никому нечего сказать, или кончился какой-то очередной этап.
Если у вас возникает желание заполнить эту тишину своими шутками или умничаниями — придержите его на секунду-другую. Позвольте бессознательному клиента поработать в тишине. Позвольте тишине актуализировать его тревоги или наоборот, успокоить сознание.
Это окупится, я гарантирую это. Объявляется минута молчания в память о безвременно ушедшем психическом здоровье терапевта!
Перечислять и требовать варианты
Широкую рамку проблемы бывает полезно сузить. Когда клиенты утверждают «Я никогда не знал настоящего счастья», или «никто меня не любит», можно попросить клиента назвать три-пять примеров таких ситуаций.
Если клиент утверждает, что что-то у него в жизни таки получается, или он что-то делает хорошо, при этом говоря совершенно абстрактно, мы просим его привести конкретные примеры.
Клиент: Вообще-то у меня были в работе и удачные решения!
Терапевт: Вот это да! Назови хотя бы три! Ну ладно, это задача со звездочкой… Хотя бы одно!
Это либо сфокусирует клиента на примерах успеха, либо даст ему понять, что он лжет сам себе
Терапевт и сам может перечислять различные примеры поведения клиента, как неудачные (большую часть времени), так и удачные (с иронией или юмором).
Клиент: Мне никогда не везло в жизни…
Терапевт: Ну, как сказать… Во-первых, ты как-то вылез из своей мамки… Во-вторых, дожил до этого возраста… В третьих, проснулся сегодня утром… Могу тебе сказать, так повезло не всем…
Конечно, эти три примера с одной стороны ирония. С другой стороны, это чистая правда, а значит, это двойная связка. И она будет способствовать деконструкции привычных паттернов мышления.
Проблема/Не проблема
Мы можем действовать напрямую. Мы можем действовать наоборот. Мы можем не действовать.
То, что клиент считает проблемой, мы не рассматриваем как проблему. Мы намеренно занижаем важность проблемы, например, подчеркивая ее позитивные эффекты, игнорируя попытки клиента ее преувеличить и сфокусироваться на ней. Это заставляет человека точнее, яснее и глубже формулировать проблемный контекст, и выясняются неожиданные подробности, скрытые за мусором первоначальных эмоций и ментальных конструкций.
В то же время, мы берем происходящее в каком-то контексте жизни клиента, в котором он не видит особых проблем, и назначаем это настоящей проблемой, корнем всех зол.
А можем действовать так, как предлагает нам клиент.
То есть воспринять его проблему серьезно, утрировать, подчеркнуть необычайную важность этого вопроса. Чем сильнее мы будем это делать, тем большее возникает у клиента сопротивление, которое лишает проблему заряда важности и лишает клиента возможность играть в жертву.
В книге «Свобода это все, любовь это все остальное», Оуэн Фицпатрик приводит такой пример работы с клиенткой в сессии:
Это именно то, чего мы добиваемся. Черт, кажется это иллюстрация к другому паттерну…
— Видите ли, я совершенно ничтожна. Я некрасива и непривлекательна. Меня никто никогда не захочет.
Я опять согласился и радостно добавил:
— Именно так.
Она посмотрела на меня с отвращением, но продолжила. После десяти минут подобного общения в ее голосе стало появляться все больше злости и раздражения. Я же продолжал с готовностью соглашаться со всем негативом, о котором она говорила. Наконец, она посмотрела на меня со злостью в глазах.
— Вот видите. Я даже рассказать никому не могу о своих проблемах. Вы унижаете меня, как и все остальные. Об меня вытирают ноги, как о дорожку у дома.
Я до сих пор удивляюсь, как я набрался смелости сделать это, но я поднялся, подошел к ней и вытер подошву своей туфли о ее кремового цвета брюки. Она посмотрела на меня с ужасом. Через несколько минут она начала на меня кричать и оскорблять меня. Она обругала меня всеми известными грязными словами и сказала, что докажет мне, как я неправ.
Трюизмы для бредогенерации по проблеме
Есть утверждения, с которыми невозможно спорить. Когда мы с глубокомысленным видом что-то утверждаем, клиент вынужден это анализировать, и, не находя возможности поспорить с этим, вынужден внутренне согласиться.
Известно, что люди в некоторых ситуациях меняются. Все в жизни меняется, а каждая жизнь состоит из множества дней. Часто дни не похожи друг на друга.
Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями.
По железной дороге ходит железный поезд…
Это так… Загадочно…
Трюизмы — это не только смешно, это ещё и открытая дорога к так называемой «последовательности принятия», а значит, к способу сделать полезное или трансформирующее внушение клиенту.
Мудрствования
Жизнь — это единство противоположностей. Но выбор есть всегда, поэтому мы знаем, что если выбирать из клиента и терапевта, то мудрость заключена в терапевте. И он не стесняется ее демонстрировать с помощью мудрствований. Это ничего не значащие в контексте проблемы клиента утверждения, которые предназначены для клоунады или создания транса.
Зачастую они тоже являются трюизмами, а также выражениями с отсутствующим действующим лицом. Они могут произноситься с намеренно пафосным и глубокомысленным видом, причиняя мгновенное исцеление всем, кто не успел спрятаться.
- Жизнь прожить — не поле перейти…
- Все течет, все меняется…
- Что-то модно, а что-то — вечно…
- Завтра будет лучше, чем вчера…
- Иногда ты выигрываешь… Иногда проигрываешь… Иногда играешь вничью…
- В этой жизни никто не получает все, что хочет…
- Каждый проходит свой путь…
Твоя вина / Не твоя вина (чья ответственность)
Это, наверно, один из самых интересных и известных паттернов в провокативной терапии – это паттерн выяснения, кто виноват и почему так произошло. Фрэнк часто говорил, что в его клиническом опыте люди. сталкиваясь с проблемой, часто испытывали два чувства: страх/гнев и стыд.
Но почему-то они редко упоминали чувство вины. Они не говорили: «Я чувствую себя виноватым в чём-то». Есть любопытная идея про вину как про теневой паттерн ответственности. И эти два приема раскрывают отношения с виной в каком-то контексте.
Паттерн «ты невиновен, не твоя вина» обращается к той нашей части, которая говорит о том, что моя проблема, она является следствием чего-то, что мне довелось пережить в детстве, что я получил или не получил от других людей и обстоятельств, пусть даже не осознавая этого.
Иногда следы такого восприятия можно услышать и в речи человека, а иногда нет, но это неважно, потому что мы всегда можем ему помочь. Все, что для этого нужно сделать — предложить кого-нибудь обвинить.
Мы как бы намекаем человеку, что здесь, в этом пространстве его проблемы, он ничего не должен делать. То есть это вообще не его ответственность, не его зона влияния и, что бы он ни делал, в этом нет смысла. Потому что уже и так понятно, почему изначально всё это происходит.
Мы обвиняем родственников, генетику, власть, происхождение. В нашем обществе это довольно распространённый паттерн, в котором живут многие люди. Они склонны обвинять экономику, религию, мать, врагов и прочее, что перечислено на этой картинке. Но мы не обязаны ограничиваться этими, можем изобретать любые.
Изначально, когда мы человеку говорим: «Ты не виноват, дело вообще не в тебе», он говорит: «Ну да, это всё мои родственники, мои родители, карма, генетика». И, если немного пойти в это чуть дальше, рано или поздно можно натолкнуться на сопротивление, мол, «Ну не всё же так плохо. Не мир виноват – ну, может, мир, — но и я иногда тоже что-то не делаю». Именно это мы ищем.
Зачем мы это делаем? Чтобы постепенно вызвать протест у человека и заставить его взять на себя ответственность, потому что, когда мы утрируем то, что виноват кто угодно кроме него, рано или поздно это вызывает у него протест, и он говорит: «Нет, ну, всё-таки на что-то же я могу повлиять…».
Конечно, мы можем подвергать сомнению и это с целью вызвать ещё больший отклик.
Постепенно, с практикой мы начинаем это делать автоматически, и клиенты это часто воспринимают, как какую-то шутку, даже не замечают этого или соглашаются.
Итак, виноваты родители, воспитание, общество, карма. И наоборот: ты сам ничего не хочешь, ничего не делаешь.
Использование этих паттернов может происходить в паре. Конечно, это двойное послание, двойная связка. Оно не исцеляет ничего само по себе. Но оно создает предпосылки для изменений — состояние транса.
Применение этих паттернов вызывает некоторую реакцию — например, гнев, который способствует непреодолимому желанию что-то изменить.
Отговаривать клиента от изменений
Хорошо встать на точку зрения тех частей клиента, которые не хотят изменений, и перечислять сложности и проблемы на пути к его цели или решению проблемы.
- Да и нужно ли тебе это на самом деле…
- Иногда мы сами не знаем, чего хотим…
- Это ж придется что-то делать…
- Может и не супер, но не хуже, чем у других…
Помните, что мы это делаем, поддерживая двойные послания, сохраняя состояние игры и вызова клиенту… Тогда мы не просто разрушаем его идеи и бред о его целях. Мы таким образом учим его различать взрослые двойные послания, которыми наполнен мир.
Сказать клиенту правду
Многие клиенты ведут себя отвратительно и огребают от мира и окружающих вполне заслуженно. Если жизненный опыт терапевта позволяет это заметить и выразить с эмпатией и дружеским, а то и родительским участием… Просто сделайте это.
Правда заключается в том, что значительная часть психологов и психотерапевтов — профессиональные трусы. Поэтому им трудно говорить клиентам правду. Они боятся их обидеть, боятся их реакции.
Это даже не провокация, и вы сами это знаете
Если клиент достал всех окружающих, себя и терапевта, почему бы не сказать правду, наконец? Да, возможно, клиент после этого не бросится вам в ноги со словами «Ах вы такой хороший коуч», как другие ваши клиенты.
Но решите для себя, вы хотите быть хорошим, профессиональным или полезным? Выберите любые два.
Навязать выбор из двух/предложить дурацкие выборы
Есть клиенты, которые рассказывают про «возможно все», «вселенная изобильна и дружелюбна», берутся за все сразу и ничего никогда не выбирают.
Слишком широкое проблемное пространство затрудняет работу, поэтому в таких случаях уместно сузить пространство выбора, при этом, естественно, навязывая этот выбор клиенту.
— Я хочу настоящих перемен в жизни
— Понимаю… Хочешь сменить ориентацию или научиться вышивать?
Сужаем пространство выборов, и как вариант, делаем их заведомо дурацкими
Это также косвенно подсвечивает клиенту его выборы, навязанные обществом, близкими и другими компетентными специалистами. Эти выборы обычно нужны и важны всем, кроме него самого.
Но если мы скажем об этом напрямую, мы можем столкнуться с сопротивлением его психики. А здесь, подставляясь под удар, мы даем ему сделать собственный выбор.
Использовать обсценную лексику и мат
Фрэнк Фаррелли использовал метафору «язык раздевалки». Используйте язык и темы, которые в обычной жизни люди не всегда используют в «приличном» контексте.
Уместно используемый мат во-первых дает клиенту послание — ты можешь выразить больше, чем думаешь, дает разрешение. Во-вторых, мат несет концентрированную энергию жизни, которая может разрушать жесткие установки и фильтры клиента и пробуждать его собственную жизнь!
Клиентка: Я пока не готова заводить детей…
Множество проблем завязано на том, что нельзя называть. Или так называть… Или…
Терапевт: Верно… Во-первых, это ведь членом тыкать в живого человека! И к тому же, не родился еще тот, кому ты позволишь в тебя спускать! Не для того твоя роза цвела!
Когда эта энергия освобождается, мы добираемся до более глубоких, подавляемых слоев опыта человека, и это способствует спонтанной интеграции, и в дальнейшем создает предпосылки к обретению большей целостности.
Детализация / обобщение (утрировать)
Всем людям свойственно обобщать. Многие при этом не любят конкретизировать. Некоторые даже этого не осознают. Единицы умеют это заметить. И только часть психики клиента при этом учится конкретному навыку — фокусироваться на чем-то действительно важном. Самом важном!
Если клиент говорит общими фразами, мы можем начать обобщать еще сильнее.
— Все мои мужчины мне лгали.
— Я тебе больше скажу, они лгали не только тебе, но и другим, и себе! И кстати, лгут еще животные. А еще женщины. Этот мир в целом полон лжи!
— Да плевать мне на мир, мне важно что со мной происходит!
Здесь мы сразу обобщаем, перефокусируем на возможные формы лжи, смешиваем женщин и животных… Обычное дело в провокативной сессии.
Мы делаем это в поиске реакции клиента, чтобы заглянуть под поверхность проблемного транса, увидеть то, чего до этого не было. И реакция появляется, потому что оказывается, что человеку важно его состояние.
При этом человек сам это привносит — нам не нужно убеждать его, что это важно.
Если он предпочитает детали — можно детализировать до тех пор, пока он не начнет выдавать новые реакции на наше поведение, осознавая абсурдность стратегии.
— Я хочу конкретных ответов, что мне теперь делать.
Шутки шутками, а магию в работе никто не отменял
— Насколько конкретных?
— Чтобы было ясно, что именно делать.
— Насколько ясно? В пределах дня, часа, этой минуты?
— Дело не в этом…
— Делайте магические пассы руками, вот так…
Также искренне рекомендую познакомиться с темой метапрограмм, которая изучается на мастерском курсе НЛП. В нашей работе очень полезны принципы и паттерны коммуникации, открытые в нейролингвистическом программировании. Подробнее об этом читайте в статье об использовании НЛП в провокативной терапии.
Ускорять и замедлять темп речи
Некоторые клиенты в принципе плохо воспринимают информацию, если терапевт не попадает в их привычный темп речи. Но это не значит, что вы должны следовать паттернам, привычным и удобным клиенту. Ведь в провокативной терапии мы не хотим делать все то же самое, что делали до нас, и что не привело к результату. Будем делать по-другому!
Если клиент чуть подтормаживает, подстроившись к нему по темпу речи, вы можете начать замедляться, все бо-ольше замедля-а-аться… Демонстри-и-ируя-а-а-а ошеломи-и-ительную ско-орость восприяяя… тияя-я-я-я… клиее-е-е-еннта…
Во-первых, это довольно смешно, помимо того, что это не так-то просто сделать. Попробуйте сами!
Во-вторых, клиент в этом часто с легкостью узнает себя, и вынужден признать адекватность восприятия терапевта, или же начинает спорить, утверждая, что он не такой. «Докажи» — говорит провокативный терапевт и передает инициативу клиенту.
Повышение темпа речи тоже полезно — оно способно перегрузить восприятие даже самых шустрых клиентов, ну и поработать кривым зеркалом для клиентов, которые выстреливают свои мудрости как из пулемета тоже полезно.
Ну а помимо всего прочего, игры с темпом речи и его нарушением — прямой путь в транс, так как темп речи связывает множество глубоких процессов — мышление, восприятие, управление состоянием, дыхание. Когда возникают первые признаки такого транса, это сигналы, что вы на верном пути.
Говорить громче, говорить тише
Если клиент не особо говорящий и не особо активный, мы можем дать энергии в сессию за счет экспрессии, громкости и интенсивности голоса. Тогда клиент может на это откликнуться и выглянуть из своей ракушки, чтобы пообщаться нами.
Если это не сработало, мы можем наоборот, начать изображать клиента, попискивая еле слышным голосом, чтобы заставить его разозлиться и тем самым отпустить некоторые защиты, дать проявиться его спонтанной реакции на себя самого.
Тональность и манера голоса — один из важнейших приемов провокативного терапевта. Он открывает очень широкие возможности управления динамикой сессии, как и в любых других методах, которые используют вербальные и невербальные методы создания транса.
Еще стоит помнить, что голосом терапевт тоже может транслировать двойные послания — игриво произносить самые важные вещи, и нести проникновенную чушь глубоким и эмпатичным голосом. Все это способствует расширению пространства транса и открывает возможность более глубокой работы, обходя сторожевые механизмы психики клиента.
Рассказать историю
Истории, анекдоты, метафоры — все это мощнейшие средства трансформационной работы, которые решают сразу несколько задач. Это большая тема, которую стоит рассмотреть отдельно.
В провокативной терапии истории из опыта терапевта позволяют косвенно сказать клиенту то, что напрямую он услышать по каким-то причинам не может. Есть множество хороших историй, которые вызывают у клиента состояние транса. Это может быть конфузионный транс, или способ предложить некий опыт, который клиент может прожить без участия привычных паттернов сознательного разума.
Состояние транса в дальнейшем используется для работы в сессии.
Хороший смешной анекдот позволяет быстро сменить состояние клиента, и способствует интеграции опыта.
Заходят как-то в бар коуч, психоаналитик и провокативный терапевт. А бармен им и говорит:
Не смешно!
— Позовите, когда снова начнете бить коуча.
Использовать телесный контакт и влезать в личное пространство
Если вы работаете очно — это прекрасный способ сдвигать чрезмерно жесткие внутренние состояния клиента. Физический контакт невозможно игнорировать, он может реактивировать очень глубокие слои внутреннего опыта.
Прикосновения и нарушение границ — хороший способ вызвать агрессию, и в конечном счете, спровоцировать клиента на самозащиту.
Также можно использовать кинестетическое якорение определенных состояний, чтобы в дальнейшем использовать их в сессии при необходимости.
Обесценить достижения и заслуги клиента
Когда клиент рассказывает о своих успехах или о том, как другие люди давали ему позитивную и поддерживающую роль, фальшиво убеждайте его в том, что это их работа, или они были вынуждены, или отвергайте саму возможность того, что клиент важен, ценен и делает что-то хорошее.
Одним это будет просто полезно услышать, чтобы хоть на время снять корону. А другие будут вынуждены защищаться, отстаивая свои права, заслуги и достижения. Именно этого мы и добиваемся — создать безопасный контекст, в котором клиент тренируется вести себя ассертивно. А уж мы ему в этом поможем…
Забыть стоп-слово
Если клиент говорит — хватит, мы продолжаем. Если он требует еще, мы останавливаемся. Зачем вам выступать в этом цирке осознанности… Впрочем, если вы любите БДСМ, вы, конечно, можете развлечься. Но мы же вроде бы говорили про провокативную терапию…
Поэтому как только начинаются эти игры власти типа «В эту тему мы не пойдем», или «Ну на сегодня наверное достаточно» — это знак того, что вы все делаете правильно, и нужно продолжать.
Конечно, всегда стоит самим помнить про адекватность. Ресурсы психики не безграничны, и клиенты могут уставать от интенсивной работы. Но мы доверяем их невербальной коммуникации тела, а не тому, что они заявляют. Смотрите на вашего клиента внимательно. Ну и вообще, изучайте и практикуйтесь в калибровке.
Искать и придумывать объяснения
Объясняйте происходящее с клиентом. Клиент будет рад, потому что он и сам либо уже объясняет, либо ищет возможности объяснить то, что с ним происходит. Найти в этом хоть какую-то рациональность. Желательно такую, которая оправдает его действия или бездействия. Это все потому что так уж повелось в нашем обществе.
Простой и понятный фрейм: «Это все потому, что…». Что бы не принес клиент, объясняйте: «Это все потому, что мама тебя не любила». Это все потому, что ты вырос на Севере, мало солнца, мало витамина Д… Это все потому, что твои дедушка с бабушкой выросли в патриархальной семье… Это все потому, что сейчас ретроградный Меркурий…
Постепенно вы научитесь видеть, на какие объяснения какие клиенты реагируют наиболее эмоционально, и использовать этот прием, доверяя создание объяснений собственному творческому бесознательному.
Клиенты будут спорить с вашими объяснениями, с успехом самостоятельно называя настоящие причины проблем.
Дать клиенту роль и назвать ее
Когда человек озвучивает свои истории, бывает полезно в своем восприятии подняться до уровня идентичности, на котором происходит этот спектакль, увидеть роль клиента и вернуть ему.
Чем более она яркая, смешная и несуразная, тем лучше, но иногда это не имеет значения — нужно просто дать имя идентичности, которую демонстрирует клиент. Смирится он с ней или будет сопротивляться — для нас неважно, пусть проявятся эмоции живого человека.
— Да, я всегда делаю то, что хочет моя жена. Я хороший муж, и хочу чтобы у нас дома была добрая атмосфера
— Спонсор выпуска погоды в доме сегодня Алексей Дамский Угодник! Просим, просим!
По-доброму дадим человеку посмотреть на себя со стороны
— Я считаю, что должно быть или по-моему, или никак.
— Что если ты сменишь фамилию на Владыка? Ольга Владыка, звучит…
Ну а почему бы и нет?
Скажи «да», скажи «нет»
Этот паттерн — часть игры под названием «я знаю лучше», или «я вижу тебя насквозь».
В зависимости от ситуации и клиента, он показывает человеку, что то, что его смущает, всем очевидно и зачастую безразлично. А возможно, что то, что он пытается скрыть, делать бессмысленно, потому что это заранее предутилизировано терапевтом.
— Ты когда-нибудь мастурбировал в офисе? Скажи «Да»
Ну а почему бы не предположить такую возможность? А может у него и офиса-то нет… 😀
— Но… «№@#%… Да 😐
Также этот паттерн позволяет клиенту в определенный момент времени решить, что с него достаточно этих манипуляций со стороны терапевта, который каждый раз умничает со своим «скажи да».
Тогда он торжественно отказывается это делать. Вы ведь понимаете, что ему необязательно знать, что этого мы и добивались? Скажите «Да!».
Передразнивать клиента
Передразнивать клиента — это значимая часть провокативного подхода. Причем передразнивать клиента можно по-разному — начиная от манеры речи, утрируя и копируя какие-то значимые признаки, заканчивая содержанием и эмоциями.
Мы выискиваем неконгруэтные послания, которые дает нам человек, и утрируем их, специально акцентируем внимание на них, изображая клиента преувеличенно страдающим, гордым, запутавшимся или каким угодно еще.
Огромный крепкий мужик задумчиво: «Не могу найти себе пару. Девушки уходят от меня, хотя я делаю все для отношений».
Терапевт печальным еле слышным голосом: «Кажется это слишком сложно… На это нужно так много сил… Это не для меня… Я словно запутался в паутине сна… Хочется просто лечь… И уснуть…»
Мы усиливаем неконгруэнтность посланий человека, и одновременно аппелируем к его значимым представлениям о себе — сила, контроль, решимость. Мы показываем ему, что он выглядит в реальности противоположно тому, как представляет себя.
Игнорировать клиента
Приходя на сессию, особенно впервые, клиент приносит «домашние заготовки» — готовые истории о себе, о своей проблеме и объяснения, почему ничего не получилось. И зачастую начинает долго и печально рассказывать об этом, пытаясь затащить терапевта в свой транс.
В провокативной сессии мы не обязаны ехать по рельсам, которые клиент проложил для нас. Поэтому когда клиент начинает улетать в свои истории, мы отвлекаемся, игнорируем то, что говорит клиент — смотрим в телефон, в окно, открываем книгу, находим более важные дела. Можно сказать, что мы временно уменьшаем или разрываем раппорт, переструктурируя свой фокус внимания.
Когда клиент это замечает, мы наблюдаем за его реакцией, и в зависимости от нее возвращаем внимание клиенту, вновь показывая вербальный или невербальный интерес. Клиент снова начинает заводить свою пластинку, и через какое-то время мы вновь делаем вид, что не слушаем его.
Повторяем до полного просветления возникновения замешательства у клиента и переводим сессию в нужную нам сторону.
Фрэнк Фаррелли часто так делал в сессиях — когда клиент начинал грузить его своей историей, он картинно зевал, отворачивался или уходил в свой транс, показывая клиенту, что он больше его не слушает.
Хорошее упражнение на поиск в youtube. Да, так о чем мы тут?
Не верить клиенту
Всегда исходите из того, что все, что говорит клиент, особенно в начале работы — это самая верхушка айсберга, часть проблемного пространства. Это всегда часть негативного транса, галлюцинаций клиента о себе и о мире. Запомните — ЭТО ВСЕГДА НЕПРАВДА, или, по крайней мере, не вся правда.
Поэтому что бы ни сказал клиент, вы можете картинно удивиться — «Не может быть!».
Клиент: В бизнесе я не могу быстро принимать решения.
Терапевт (изображая удивление): У тебя есть бизнес? Как это возможно?
Поставьте под сомнение проблему, личные качества клиента, убеждения, собственные компетенции…
Это решает сразу несколько задач — мы проясняем проблему, и сразу же обнаруживаем тонкие моменты в самоидентификации, я-концепции и привычных способах реагирования клиента.
Запутать клиента
В провокативной сессии мы часто способствуем тому, чтобы у человека возникло замешательство. В гипнотерапии это называют «конфузионный транс». Это полезно, потому что выводит клиента из привычных путей мышления, заставляя его бессознательное создавать новые варианты реакции на действия терапевта.
— Папа, я голоден.
Навык подобных игр со словами очень часто выручает провокативного терапевта в самых сложных случаях
— Привет, Голоден. Я папа.
— Папа, я серьёзно.
— Я думал, ты Голоден!
— Ты шутишь?
— Нет, я папа.
Постепенно навыки, полученные в терапевтической сессии, обобщаются и на другие контексты, таким образом способствуя укреплению «Я» клиента и его адекватности в социальном поведении.
Многие паттерны провокативной терапии так или иначе вызывают замешательство, но мы можем делать это намеренно.
Например, перебить клиента, или «неправильно расслышать», или намеренно путать лево и право, больше и меньше, ошибиться в возрасте или в значимых деталях, а потом убеждать клиента что он так и сказал!
Терапевт: каждый мужчина должен делать больше работы.
Клиент: куда уже больше? Я и так много работаю!
Терапевт: ну так работай меньше! Очевидно!
Клиент: вы же сказали делать больше?
Терапевт: работай меньше, а делай больше! А сейчас ты работаешь меньше, а делаешь меньше… В смысле делаешь мало, работаешь много… В смысле… Вобщем толку от тебя никакого!
Если терапевт «запутался» сам, он обязательно запутает клиента. Главное помнить, зачем это делается… Или кем не делается… Кажется, я немного запутался…
Переключаться между разными языками терапии
Фрэнк Фаррелли регулярно пользовался четырьмя характерными языками, отражающими способы поведения и мышления разных слоев общества, и обращающихся к различному опыту внутри психики человека.
- Религиозный и морализаторский — властный, командующий, авторитарный, будто указующий перст. Сюда же относятся мудрые изречения, религиозные цитаты и высокоморальные утверждения. Кому как не нам знать истину в последней инстанции! И мы не стесняемся это показывать, предлагая клиенту, наконец, показать нам средний палец и принять какие-то решения.
- Профессиональный язык — жаргон психотерапевтов или язык, характерный для профессиональной сферы клиента. Таким языком, зачастую совершенно непонятным клиенту, часто психотерапевты описывают симптомы и проблемы, еще больше усугубляя их. Мы пародируем этот язык, провоцируя клиентов всерьез поверить в наши бредни.
- Обычный бытовой язык, а также уличный слэнг — смачные словечки, непристойности, расхожие выражения, прописные истины. Говоря на простом языке, одних клиентов мы будем этим раздражать, а других клиентов наоборот, располагать к себе. Нам на руку любая реакция. Ведь мы хотим использовать все, что приходит в нашем взаимодействии, на благо клиента.
- Язык тела — все, что связано с невербальными проявлениями. Выражение чувств и эмоций, утрированные выражения лица, кривляния, жесты, физический контакт с клиентом. В провокативной терапии невербальная коммуникация занимает очень важное место, поэтому стоит уделить время практике навыков невербальной коммуникации и провокации.
Самое главное в отношении языков терапии это не столько свободное владение каждым из них, хотя это тоже полезно. Важнейший навык провокативного терапевта — легко и непредсказуемо переключаться между ними, создавая для клиента игру, которую он не в состоянии разгадать.
Смена языков коммуникации вызывает у клиента противоречивые чувства, способствует состоянию транса и заставляет пробудиться более глубокие, бессознательные реакции.
Исследовать пространства отношений (семья, друзья, близкие)
Все в жизни — это отношения. Чаще всего, паттерны отношений с некоторыми людьми в том или ином виде моделируют или повторяют отношения с другими системами и событиями в жизни.
Проясняя отношение к проблемам и их восприятие членами систем, в которые включен человек, мы можем многое узнать о его отношениях с ними.
— Я не доволен своей зарплатой. У меня не получается попросить повышения!
Мы сразу обращаемся и к отношениям, и к пространству мужских комплексов по поводу домашних занятий, заодно и узнаем, кто в семье главный…
— Ну зато наверное ваша жена довольна, вы ведь скорее всего проводите много времени дома? Моете посуду, присматриваете за детьми?
Порой достаточно просто упомянуть тему отношений в семье, и мы получаем богатое пространство для работы. Ну а вообще исследовать семейную систему довольно логично и разумно, клиенты зачастую даже ожидают разговоров об этом.
Но с такими клиентами говорить об этом мы и не будем…
Также интересна рамка «Что бы об этом сказал твой/твоя…», с ее помощью мы можем выяснить, какие метафреймы есть у клиента.
Горячие темы: секс, власть, деньги, вера и религия, семья, успех, смерть
Можно было бы аппелировать к ценностям и заниматься высокоумным моделированием. Но правда заключается в том, что все взрослые занимаются сексом (кто-то с большим успехом и удовольствием, кто-то с меньшим). Все имеют какие-то отношения с деньгами и властью.
Разве не очевидно, что власть денег над религией сильнее власти секса над семьей? Кроме тех случаев, когда успех определяется властью. Власть — смерть истинной Веры! А от чего она умерла?..
Забрасывая вопросы, предположения и провокации об этих темах, мы ищем точки, в которых человек реагирует эмоционально. Это показывает нам, в каких направлениях система откликается, чаще всего защищается, а это знак, что нам нужно именно туда.
Что там клиент принес в качестве проблему, нам, конечно, «интересно». И мы бы с удовольствием об этом поговорили, если бы его жена не называла его член «мой огурчик»… Или если бы он так не боялся сыграть в ящик, вступив в «клуб 27″… Но дело здесь даже не в возрасте, а в том, что он к своим 20 годам ничего не добился в этой жизни.
Конечно, ничего не мешает нам связывать проблемы в одной области и в другой, то есть обозначенное клиентом проблемное пространство и обнаруженный нами эмоциональный отклик в каких-то горячих темах.
Это вынудит клиента либо спорить с нами, либо поможет ему сменить фокус восприятия этой проблемы. Fire together — wire together.
Ну и правда, почему бы мужчине не обвинить жену в неудачах на работе. А женщине не объяснить неудачи в бизнесе длиной члена ее мужа. Логично!
Табуированные и запретные темы
Провокативный терапевт, помни!
Для тебя не существует табуированных и запретных тем. Мы озвучиваем все скрытое, все запретное, что клиент сам не может озвучить, и тем самым освобождаем его жесткие фреймы сознания, транслируя установку «так тоже можно».
Клиент не может думать ни о чем, чего не существует в мире. Озвучивая его худшие страхи и табу, мы даем ему возможность понять, что с ним все в порядке, и что в нашей коммуникации и этому есть место.
Естественно, в процессе обучения мы понимаем, что у нас у самих есть такие темы, о которых попытка подумать или сказать вызывает зажимы в теле и реакции избегания в сознании.
При этом вы, конечно, не обязаны иметь творческие реакции на любую хрень, которая творится в мире. Мы к этому стремимся, но это не всегда возможно.
Ключ — в конгруэнтности. Если вы сами не вывозите что-то, нет смысла пытаться делать вид, что это круто и замечательно. Дайте клиенту понять свое отношение к этому. Поверьте, это принесет куда больше пользы чем изображать из себя «совершенного терапевта», просветленного и безграничного.
Но в то же время, как только вы замечаете для себя, что внутри вас вызывает одну из четырех реакций наблюдающего Я — «бей, беги, замри, сдайся» — это прямой намек на личную работу с этим в психотерапии.
Используйте внушения в трансе
Транс неизбежен, и будет сопровождать вашу работу в сессии. Хорошо, если вы владеете навыками внушений или практикой эриксоновского гипноза. Но даже если вы специально не учились гипнозу, когда клиент «подвисает», вы можете дать простые внушения, которые бессознательное клиента использует. Ключевые внушения: расслабься, замедлись, откройся, исследуй, научись, создай, изменись.
Клиент обязательно в какой-то момент скажет: «Я не понимаю», «Я запутался» или зависнет с отсутствующим выражением лица. То, что вы произнесете в этот момент, с большей вероятностью пройдет сквозь фильтры сознания.
Такие внушения проще всего делать, практикуя последовательности трюизмов, утверждений, которые как будто бы ни к кому не обращаются, и в то же время говорят о каком-то приятном и полезном опыте, свойственном всем людям.
Клиент: я не знаю, я перестал что-либо вообще понимать.
Терапевт: Иногда так случается, что из непонимания рождается понимание…
Я слышал, что некоторым удается что-то открыть в себе именно в такие моменты…
Решать свою проблему
Умные клиенты, особенно психологи, бывают склонны считать, что психотерапевты решают за их счет свои проблемы. Ну зачем отказывать клиенту в удовольствии совершить открытие?
Есть у вас есть проблема или сомнения в той области, которую принес клиент, озвучивайте свои страхи и сомнения, пусть пространство коллективного бессознательного поработает. А если нет, придумайте, создайте свою виртуальную проблему и решайте ее вместе с клиентом.
Это быстро выносит любителей спорить и доказывать в необходимость делать дело, а этого делать не любит никто. Пусть применят свои мощные навыки, и по крайней мере не будут беспокоиться зря. Потом они устанут, и возможно, захотят начать решать свои проблемы…
Ну а если нет, вам ведь тоже немного терапии не повредит, не так ли?
Быть более сумасшедшим, чем клиент
Мы-то не сомневаемся в ваших способностях… А вот клиенты иногда думают, что они здесь самые чокнутые, сумасшедшие и несчастные. Провокативный терапевт ведет себя еще более вызывающе и антисоциально, чем клиент.
В таких условиях даже самый чокнутый клиент вынужден занимать более социальную позицию. Чем более вы сумашедший, тем более они становятся адекватными. Парадокс, да и только!
Пройти обучение провокативной терапии
Провокативной терапии невозможно научиться по книгам. Для этого нужна практика и индивидуальная обратная связь, поддержка в компетентной среде. Приходите на наш обучающий онлайн-курс «Провокативная терапия». Он даст вам всю необходимую теорию провокативной терапии и полноценные практические занятия.
Заглянуть на провокативные мастерские
Чтобы начинающие могли познакомиться с провокативной терапией, а более компетентные участники практиковаться в провокативной работе, мы создали бесплатную группу практики провокативного подхода — провокативную мастерскую.
Если вы хотите познакомиться с единомышленниками и посмотреть, как работает провокативная терапия в действии, приходите. Мы не кусаемся. Ну только если при полной луне…
А вообще, знаете что… Забудьте все, что только что прочитали и живите, как живется.
В конце концов, жизнь и сама как-нибудь пройдет!