Трамвайный коучинг — типы и направления

Дмитрий Сычев

Дмитрий Сычев

Создатель trancemasters.ru. Практикует генеративный транс, коучинг, провокативную терапию, эриксоновский гипноз. Мастер НЛП.

Коуч, следи за коуч-позицией

Впереди контент, вызывающий у многих коучей острую боль от ущемления чувства собственной важности. Потом не говорите, что вас не предупреждали.
Возможно, вам станет легче, когда вы узнаете, что речь идет исключительно о трамвайном коучинге, а не о вашем любимом методе.

Что такое коучинг

В двух словах, коучинг — это набор средств и методов, чтобы видавший виды трамвай поставить на новые, сияющие рельсы в «нужную» сторону, сделать чип-тюнинг его мозгов, чтобы вытянуть последний ресурс из изношенных деталей, и подать повышенное напряжение на провода.

Коучи говорят, что такие прокачанные трамваи начинают ездить не хуже, а то и лучше, чем самые современные модели. Может оно и так, правда обычно ездят они после этого не слишком долго и не очень счастливо. Но это же просто механизмы, кто их считает, в конце концов. Вот вас, например, беспокоит судьба отдельно взятого трамвая? Меня тоже нет, это ведь просто метафора.

Из-за этого трамвайные коучи могли бы прослыть ненавистниками трамваев. Но они нашли выход. Они утверждают, что коучинг — он очень разный и просто мы не умеем его готовить.

Свежо предание…

Ну, как его готовить мы еще разберемся, а пока полюбопытствуем, какой же он бывает, этот коучинг, как работает, и почему так популярен.

Теоретическая база

Вкратце о том, как работает коучинг. Трамваи ездят по маршрутам. Когда трамваи в тысячный раз проезжают по одному и тому же маршруту, у них в нейросетях и в уставшем корпусе настолько сильно откладывается этот маршрут, что как будто других уже и нет. И когда им предстоит работать на новом маршруте или на рельсы вдруг выбежал какой-то пенсионер или бомж, они не знают, что делать. И тогда они или едут как ехали, собирая все препятствия под колеса, или применяют экстренное торможение.

Любой коуч знает, что…

Западающий газ и экстренное торможение — два важные отличительные качества трамваев

Коучинг позволяет за счет особым образом сконструированных вопросов и техник расширить внимание трамваев, и они начинают замечать, что способ, которым они ездят по маршруту, вообще-то не единственный, можно посмотреть на других, можно вспомнить, когда случайно получалось лучше. Они замечают, что их колеса и другое оснащение позволяет им делать больше и эффективнее, чем они это делали раньше, если немного изменить мышление и алгоритмы действий. Настоящая трансформация в действии, не иначе.

Коуч помогает трамваю поставить себе новые сияющие цели, вроде проехать маршрут не за два часа, а за 15 минут, и помогает ему понять, как раздолбанный мотор можно использовать на уклоне поменьше, а в в горку побольше, чтобы в целом создавалась иллюзия, что это прекрасный и успешный трамвай, ну по крайней мере не хуже других, и на свалку еще рано.

Коуч не знает всех тягот и лишений трамвайной жизни. Но ему и не надо, потому что трамвай сам знает лучше, как ездить. Коуч за счет хитрых методов работы с реле, проводами и другими нейросетями трамвая помогает ему использовать свои ресурсы «оптимальным способом», чтобы трамвай смог достичь своих великих целей.

А еще коучи работают с ограничивающими убеждениями. Например, многие трамваи почему-то считают, что трамвай 1938 года выпуска с подтекающей крышей и без дверей не может быть так же успешен, востребован и популярен, как новенький трамвай со светодиодным светом и дисплеями в салоне. Это, несомненно, ограничивающее убеждение, и нужно его убрать.

Мы-то с вами понимаем, что все трамваи одинаково хороши и могут добиться величия и триумфа, а вот трамваи нет. Приходится звать коуча.

Типы коучинга

Коучинг бывает разных типов, но это деление придумали сами коучи, и оно достаточно условно, так как вообще-то бывает всего два типа коучинга — полезный и вредный. Но на всякий случай, чтобы вы понимали, о чем речь, расскажем о типах коучинга от частного к более общему, по мере возрастания уровня работы, задач клиентов и амбиций коучей.

Личный коучинг

Это работа с конкретным трамваем. Трамваи же не слепые, у них фары есть, они видят, что некоторые другие трамваи ездят быстрее, поток людей у них больше, краска чище, и вообще они сияют новыми красивыми лампочками, шуршат тихими колесами, и возят самых успешных парней и красивых девушек. Менее удачливым и шустрым трамваям тоже хочется понять, как сделать так, чтобы ездить быстро, успеть сделать больше, достичь, так сказать. А потом, когда тебя заметит главный трамвайный босс, может даже перейти на более прибыльный маршрут.

При всем разнообразии трамваев у них в трамвайной голове есть несколько практически идентичных вопросов. Один, самый популярный — как мотивировать себя каждый день выезжать из депо и отправляться на линию, когда все что хочется сделать — это выключить фары, опустить пантограф, закрыть двери, уснуть и видеть сны о трамвайном рае, где не надо ехать ни-ку-да. Печальная картина. Но — ПА-БААМ! — у нас же есть коучинг!

Личный коучинг эксплуатирует мечту трамвая о светлом будущем, в котором он сможет пахать весь продуктивный остаток жизни с такой же результативностью, как более удачные или более новые модели. А потом некоторое время почивать на лаврах, снисходительно поглядывая на всю эту трамвайную суету откуда-то с берега ржавого технического водоема, пока не отправится на разборку.

Стоит отметить, что…

Хороший коучинг — это не развод или невыполнимые обещания. Он действительно дает довольно эффективные инструменты для реализации трамвайных запросов, потому что за последние сто лет человечество довольно сильно поднаторело в управлении и ремонте трамваев.

Командный коучинг

Трамваи не могут ездить поодиночке. Они принадлежат к трамвайным паркам. Каждый трамвай обслуживает целая команда — механики чинят, электрики проводку перешивают, в конце концов, когда трамвай уже больше не может ездить, кто-то должен их и разбирать. Кто-то строит и ремонтирует рельсы, по которым потом поедут трамваи. Есть и другие трамваи, которые находятся на линии, и было бы круто, если бы они как-то слаженно работали, чтобы интервалы движения соблюдались, заторов на путях не возникало. Вагоновожатые чтобы трезвыми ездили, в парке персонал не бил друг другу морды, а пассажиры попадали куда им надо и платили те самые деньги.

Командный коучинг работает с группами занятых в этом трамвайном деле участников. Он помогает сделать так, чтобы механики не ругались с электриками, а вожатые не превышали скорость там, где не надо. Чтобы трамваи помощнее могли эээ… подпихнуть или взять на буксир менее сильных товарищей. Чтобы трамвай отмывали от неприличных граффити, чтобы все трамваи ездили в красивом корпоративном окрасе. Это повышает сплоченность коллектива, любой коуч знает. Какой и кому раздать мерч, кого на доску почета повесить, провести тренинг по командообразованию — вот это действительно коучинг от профессионалов.

В общем, чтобы трамвайный парк работал хорошо и все трамваи были счастливы, что они работают именно в этом трамвайном парке на благо всеобщей подвижности и великой, так сказать, миссии транспорта.

Executive-коучинг

Говорим миссия, подразумеваем экзэков, или высший менеджмент. CEO, CIO, CTO, CFO, GTFO, секретарша шефа и другие важные в организации люди. Трамвайным парком должен кто-то управлять, и коучинг экзеков вроде как должен помочь им принимать правильные и эффективные решения по организации всего этого зоопарка. В коучинге управленцев высокого уровня в отличие от личного коучинга уже не просто кувалдой переделывают старый трамвай в новую капсулу Hyperloop Илона Маска.

Там проводят стратегические сессии — обсуждают вопросы видения, миссии. Типа, зачем мы делаем, то что делаем? Как нас вдохновляет то, что трамвай №11 помогает пенсионерам добираться от Тинькофф-пятерочки до новой Сбер-аптеки не за два дня, а уже к вечеру?

Привет с зеленого уровня спиральной динамики

Отдельная повестка executive-коучинга — не стоит ли запрячь лошадей, вместо ремонта двигателей, этим мы очень поддержим экологию и серьезно уменьшим выбросы парниковых газов. Ведь наша компания всегда в авангарде мировых трендов!
Движение BLM и харрасмент, опять же. Вы понимаете, что экзекам всегда есть над чем покорчиться. В смыcле, покоучиться.

Тут уже можно даже провести мастермайнд-группу. В какой цвет покрасить рельсы, как бы одолеть другие трамвайные парки, чтобы люди выбирали именно наши трамваи. Как пример известных удачных стратегических решений — добавить тач-скрин дисплеи с Tik-Tok и беспроводные зарядки пассажиров новой порцией новостей о коронавирусе.

Таким образом, на стратсессиях решаются непонятные, да и не нужные простым работягам вопросы. Если посмотреть со стороны, сразу становится ясно — люди обсуждают стратегию и реализуют видение. Именно поэтому и экзеки, и коучи экзеков — это обычно успешные ребята в дорогих костюмах и с соответствующими манерами, демонстрирующие превосходство и глубокое понимание трамвайной жизни в Москва-Сити в целом.

Направления коучинга

Бизнес-коучинг

Трамвайный коучинг - типы и направления
Лопухи с интересом смотрят на бесполезную диаграмму, которую в сотый раз точными движениями рисует бизнес-коуч

Если вы не знали, то называя бардак словом «бизнес», принципиально вы ничего не меняете. Но поскольку есть запрос, рынок дает и ответ. Это — бизнес-коучинг для «топовых успешных компаний», в разных пропорциях эксплуатирующий все вышеперечисленные уровни работы.

В этом случае клиент — это вся организация и ее управление, а в редких удачных случаях даже отношения с сотрудниками и другими организациями. Техника, кондуктор, вагоновожатый — все должны работать как хороший механизм, не забухать невовремя, а если забухают (что немудрено, ведь мы на переднем крае беспощадной борьбы с гравитацией), то чтобы было кем заменить.

Какие поставить KPI, чтобы из букв У, Х, И-краткое наконец составить слово «прибыль». Что нарисовать на билетиках — знает бизнес-коуч. Как вести переговоры с мэрией по поводу новых трамвайных маршрутов тоже подскажет бизнес-коуч. Как оклейщику трамваев (маркетологу) или вагоновожатому (ой, управленцу) делать его работу — бизнес-коуч тоже знает лучше, чем они. Ведь он провел много времени в Sim City, провел много стратегических коуч-сессий в Zoom, и очевидно, довольно неплохо разбирается в реалиях бизнеса, судя по количеству сертификатов онлайн-курсов.

Лайф-коучинг

Трамвайный коучинг - типы и направления
Сердечный приступ — не приговор, как бы говорит коуч. Ты можешь больше! А с паническими атаками сходи к психотерапевту.

Лайф-коучинг это про то, как сделать так, чтобы трамвай и его пассажиры ехали как можно дальше, но главное чтобы по одному маршруту.

Одним нужен комфорт в трамвае. Как заработать на занавески поизящнее, сиденья помягче, радио погромче, кондиционер, большой телевизор. Самим трамваям — когда и как подзаряжать аккумуляторы, заезжать в депо, чтобы не сдохнуть посреди маршрута.

Конечно, святая святых лайф-коучинга — колесо баланса. Баланса бессмысленности ежедневной рутины и непреодолимой тяги к пляжу на Бали. Есть где разгуляться осознанию!

Некоторые скептики и сумасшедшие называют это колесо «колесом сансары», некоторые жизнью обычного человека, а некоторые вдохновляющей, но довольно короткой поездкой с ветерком, из роддома прямо на кладбище. Неплохо было бы иметь хороший work-life balance в этом путешествии, не так ли?

В общем, лайф-коучинг — это как жить полный лайф, продлить недолгий век обычного Tram-а, и сделать его менее дискомфортным. Нет, не более комфортным, мы в конце концов здесь не отдыхать собрались, а достигать и стремиться к лучшей жизни.

На более тонком уровне…

Life-коучинг — это как сделать так, чтобы трамвай, который начал догадываться, что его где-то на#6ывают и от количества пройденных километров в жизни вообще-то ничего не меняется, смог немного расслабиться и ехал себе дальше с ветерком под энергичную музыку. Нечего время терять на вопросы смысла и предназначения, все равно это не его уровень размышлений.

Трансформационный коучинг

Трамвайный коучинг - типы и направления
— Боже, и зачем я только пошел в этот трансформаторный коучинг

Ну тут все просто, это бред сумасшедших маркетологов. Это примерно так: «для замены тормозных колодок следует заменить тормозные колодки». Абсолютно любой (даже executive, представляете) коучинг подразумевает трансформацию и перемены, именно за этим люди трамваи и приходят в коучинг. Через перемены в сознании, и не дай бог, через осознания (инсайты, ага), происходит смена образа мышления, а затем и того, как именно трамвай ездит по своему ненавистному маршруту.

Таким образом, трансформационный коучинг — это просто масло масляное, очередной бренд. Его создал неизвестный специалист по упаковке продукта (упакологами) для того чтобы трамваи лучше его раскупали, в надежде на те самые перемены и неизбежные трансформации к лучшему (ха-ха).

Профессионал, помни!

Если видишь трансформационного коуча — перед тобой или идиот, или шарлатан, или просто жулик!

Нейрокоучинг

Трамвайный коучинг - типы и направления
— Мой нейрокоуч сказал, что эти электроды совсем меня не портят, а потом я привыкну

Звучит красиво, серьезно. Поскольку трамваями (ну чуть более современными), и даже уборочными комбайнами (кто бы мог подумать) уже действительно вовсю управляют нейросети, то нейрокоучинг обещает за счет знания алгоритмов и правил, по которым функционируют нейросети трамваев давать устойчивые результаты, а не как в этом вашем обычном трамвайном коучинге кувалдой. Удивительно, но трамваи сходу понимают такие намеки. Раз в нейрокоучинге результаты устойчивые, как трамвай без колес, значит в других способах работы они неустойчивые.

Теоретически соединение современной нейронауки и практик работы с сознанием человека действительно может раскрыть какую-то новую глубину и силу эффектов. Но во-первых, кому это нужно, какие-то перемены? Так трамваи еще чего доброго перестанут по рельсам ездить, а станут поворачивать где захотят. А во-вторых, в реальности так называемый нейрокоучинг — это набор современного научного слэнга, клише о нейронах и гормонах, перемешанный с отборным, уже хорошо вам известным трамвайным коучингом. А главное, решающий те же самые задачи оптимизации состояния трамваев для наиболее полной и эффективной выработки их жизненного ресурса.

В общем, старый анекдот про нейрокоучинг: что будет, если смешать два килограмма сахара и килограмм дерьма? Правильно, три килограмма дерьма.

Итоги

При всех различиях в брендинге и претензии на уникальность у всех видов трамвайного коучинга есть кое-что общее — это рельсы.

Если вы трамвай, руководитель трамвайного парка или механик, коучинг позволит вам развить и улучшить навыки обслуживания и езды по рельсам, проложенным и выбранным не вами. Вы сможете ездить самостоятельно или пассажиром.

А может быть, построите себе тюрьму свой собственный трамвайный парк. Иронично, но, приходя в трамвайный парк вы тоже будете каждый день видеть трамваи и рельсы. Рельсы, трамваи, рельсы, трамваи, в бесконечном количестве сочетаний…

А все потому, что ничего нового трамвайный коучинг предложить не способен. Работа с коучем напоминает попытку изменить мир, переставив сиденья в трамвае. Старые способы чуть по-другому, чужие решения, сработавшие у кого-то, ваши привычные стратегии, примененные к новым сферам вашей жизни — с чего вдруг это должно дать какой-то качественно новый результат?

Вы будете ездить теми же маршрутами, которыми ездят все, кто вас окружает. Настоящих перемен от коучинга не ждите — в лучшем случае будет «быстрее, выше, сильнее», но качественного скачка в вашей жизни не произойдет. Вы рано или поздно обнаружите, что едете по тем же рельсам, просто комфортнее или быстрее.

Если это то, что вам нужно — трамвайный коучинг для вас. А если вы хотите перемен в жизни качественно иного уровня, например, обрести себя, найти предназначение, действительно изменить принципы организации и результаты в своей жизни — ищите другие возможности. Они существуют.

Помните, что если коуч вам обещает смену парадигмы, он врет. Просто потому что понятия не имеет, о чем говорит. Ну а если не обещает, то он молодец, покупайте билетик, проходите в салон, занимайте свое место и отправляйтесь, двери закрываются!

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами!
Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp