Мы рады, что вам нравится наш контент!
Трансмастерс тренинги по нлп гипнозу и генеративному подходу

Социальная панорама – модель и метод

Picture of Алиса Шахунова

Алиса Шахунова

Психолог, генеративный коуч. Консультирует и ведет трансформационные тренинги.

Социальная панорама – это модель бессознательного представления о том, как устроен мир и наши отношения с ним. По сути это универсальный набор инструментов для работы над отношениями, который создал психолог Лукас Деркс. 

А поскольку по сути вся наша жизнь это отношения с кем-то, чем-то, к чему-то, то социальная панорама становится очень действенным методом для решения самых разных жизненных задач и проблем.

Социальной панорамой личности в этой модели называется набор объектов в пространстве внутренних образов. Образов самих себя, других людей и их отношений. Это пространство имеет свою глубинную структуру и свои правила.
Идея заключается в том, что весь наш внутренний мир на самом деле мы носим не только внутри, но и вокруг себя, и проецируем его во вне, как кинофильм.

Персонификации

У нашей субъективной реальности есть свое уникальное содержание, которое закодировано в образах, звуках и ощущениях, и располагается в окружающем нас пространстве. При этом мы как бы проецируем эту внутреннюю панораму на реальный мир, и взаимодействуем отчасти с ней, а не с реальными объектами и отношениями. 

В социальной панораме такие образы внутреннего мира называются персонификациями.

Вспомните, например, как вы смотрите и указываете в разные точки в пространстве, когда рассказываете о любимом человеке, о работе, о семье, о своих целях и т. д. Вы можете не осознавать как вы это делаете, но поверьте, это происходит почти всегда. Мы также бессознательно направляем жесты туда, где у нас располагается предмет разговора.

Модель социальной панорамы предполагает, что у всех внешних значимых объектов и их отношений есть персонификации внутри, их образы в нашем внутреннем мире. 

Вот несколько распространенных типов персонификаций: 

  • Персонификация себя – образ Я,
  • Персонификация других людей
  • Персонификация группы, семьи или коллектива
  • Духовная персонификация
  • Символы, метафоры и образы, предметы

Отношения между объектами

При этом отношения между этими внутренними персонификациями определяются географическим положением объектов во внутреннем пространстве, внутренней социальной панораме. То есть уровнем над горизонтом, взаимным расположением, положением слева-справа, снаружи-внутри и так далее.

Об этом говорит один из первых и важнейших принципов социальной панорамы – «отношения равны местоположению». Это означает, что эмоциональные характеристики отношений управляются местоположением, на которое проецируется образ человека в ментальном пространстве. 

Трансформация

Используя технологии социальной панорамы и делая конкретную трансформацию образов во внутреннем пространстве, мы можем решать задачи, связанные с отношениями, добавлять уверенности в себе, решать застарелые конфликты, планировать взаимодействие с группами и переговоры, а также помогать другим людям. 

Например, можно изменить в лучшую сторону свое отношение к определенному человеку, с которым есть трения, но приходится общаться и хотелось бы по-другому его воспринимать. 

Также, например, если окажется, что ваш образ в вашей панораме слишком мал, бесцветен, нечеток и даже размыт, а образ родителя/начальника огромен и заслоняет вас – методы социальной панорамы позволят вам улучшить образ себя, сделать его значительнее, быстро поднять вашу самооценку. 

А еще инструменты социальной панорамы помогают даже «отпустить» прошлые отношения и конкретного человека, которого хочется, но не получается отпустить, хотя отношения закончились.

В социальной панораме мы работаем с образами метафорически, производим изменения с субъективной картой мира человека, а не с реальным содержанием напрямую.
И вместе с тем, когда мы изменяем что-то в нашей социальной реальности, то это вносит значительные изменения и в наш внешний реальный мир, и отражается на включенных в панораму отношениях. Потому что мы, как часть этих отношений, начинаем вести себя по-другому, исходя из обновленной социальной панорамы.
И конечно, вся система откликается на эти перемены.

Попробуйте сами

  1. Как вы ощущаете себя внутри? На что похож ваш образ, когда вы думаете о себе и где он расположен, относительно вас? Поисследуйте расстояние, цвета, свои ощущения, когда вы смотрите на образ себя.
  2. Подумайте о контексте, где бы вам хотелось изменений. Когда вы думаете об этом контексте, где в вашем теле возникает ощущение и какое оно?
  3. Подумайте о контексте, где у вас всё хорошо/прекрасно/в балансе/нормально. Когда вы думаете об этом контексте, где в вашем теле возникает ощущение и какое оно? Полюбопытствуйте, как это ощущение отличается от предыдущего?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях!

Добро пожаловать! Чтобы записаться на консультацию, оставьте свои контакты, и мы с вами свяжемся в ближайшее время.
Консультация