Провокативная терапия требует от психолога или психотерапевта не только сильных профессиональных навыков, но и устойчивых и взрослых личных качеств. Вместо того, чтобы развивать их и изучать провокативную терапию, многие терапевты делают наоборот — оправдывают свое поведение какими-то мифическими принципами своих методов или личными особенностями.
Приверженцам классической психологии это простительно. Но провокативный терапевт не может себе этого позволить. Поэтому сегодня мы поговорим об оправданиях психологов и терапевтов, которые они применяют, чтобы не делать настоящую работу.
Здесь есть хорошая новость — если вы обучаемы и хотите развиваться как провокативный терапевт, то эта статья — для вас. Вы сделаете выводы и успешно преодолеете любые сложности.
А если вы необучаемый или коуч, то эта статья будет для вас совершенно бесполезна, поэтому лучше посмотрите инстаграм.
Содержание
Оправдания терапевта и фокусы лингвистики
Есть классическое оправдание, когда мы говорим: «Я боюсь, что клиент сделает что-то». Я боюсь, что с ним что-то случится. Или: «Я боюсь, что после того, как я скажу или сделаю…». На самом деле, что это означает? Это означает: «Я боюсь, что я, как терапевт, не справлюсь с чем-то». Или боюсь того, что мне придется делать, того что я сделаю или не сделаю сам.
Это частично лингвистика, а частично смена фокуса и отношения. Потому что, если вы говорите: «Я боюсь, что клиент что-то сделает», — а разве вы можете контролировать, что делает клиент? Конечно нет. Если вы говорите: «Я боюсь, что я что-то сделаю или как-то отреагирую», — тогда вы можете на это влиять. Будьте честны по отношению к себе, задайте вопрос: чего вы действительно боитесь?
Оправдания и скрытые страхи
Часто подобные утверждения — это оправдания собственных недоработок или недостатков состояния. В провокативной терапии часто встречается мысль: «Боюсь, что для клиента это будет слишком сильно». Но это на самом деле означает, что терапевт боится не выдержать какие-то эмоции или собственные реакции. Если это так — осознайте это, и в этом нет ничего страшного. Мы не обязаны быть во всем просветленными терапевтами, мы обязаны хотя бы просто держать глаза открытыми.
Оправдание: «Зачем быть жестоким?»
Ещё одно классное оправдание: «Зачем эта ваша жестокость? Я хочу нести добро и свет, помогать людям, чтобы в мире было больше радости». Но это почти всегда означает: «Я не хочу делать грязную работу. Пусть это делает кто-то другой». Простая идея: если вы не поспособствуете трансформации клиента, это придётся сделать кому-то ещё. Возможно, вам удастся остаться в белом, сияющим эльфом, но грязную работу всё равно кто-то должен сделать.
Добро и жестокость как противоположности
Вторая часть этого заблуждения в том, что невозможно нести добро и свет, не соприкасаясь с его противоположностью. Человеческая психика содержит в себе всё, в том числе и грязь, и жестокость. Если у вас есть светлые мотивы, у вас есть и их противоположность. Вопрос в том, насколько вы принимаете и интегрируете эту тёмную сторону внутри себя и как умеете использовать её уместно.
Понятие жестокости
Терапевты, особенно начинающие, и особенно воздушные выпускницы психологических вузов, часто путают понятие доброты, жесткости и жестокости. Например, если человек постоянно хватается за оголённые провода и его трясёт, то ударить его лопатой по спине, чтобы оттолкнуть, — это жестокость или нет?
Нет, это не жестокость, это настоящая доброта. Или если кто-то разбежался и хочет прыгнуть со скалы, неужели остановить его ударом — это жестоко? Нет, это предотвращение большего вреда.
мы изучали терапию
они старались быть добрей
когда мы встретились однажды
народу много полегло
У многих терапевтов есть ошибочное убеждение, что, оставаясь «добренькими» (а не добрыми), они заслужат хорошее отношение клиентов, коллег и супервизоров. Вряд ли, хотя возможно, но разве этого мы хотим?
Мы хотим перемен у клиентов и изменения их жизни к лучшему. «Добренькие» психологи забывают, что терапевтическая жестокость иногда необходима. Порой для реальных изменений нужно быть жёстким или даже жестоким, и в этом нет ничего плохого. Бывает, что это единственный способ пробудить нечто осознанное в клиенте или остановить его от непоправимых действий.
История о мудром терапевте
Одна из историй, которую приводит Фрэнк Фаррелли в своей книге, говорит об опытном терапевте Эйчхорне, который нанял молодого интерна в свою больницу. Интерн подавал большие надежды, но через какое-то время его результаты стали ухудшаться.
Когда терапевт спросил, в чём дело, интерн ответил, что моделировал поведение своего наставника Эйчхорна, который был большим добрым дедушкой и вел себя с клиентами соответственно, окутывая их любовью и заботой. Оказалось ,что раньше, в другой больнице, интерн действовал более жёстко, «давал своим подопечным по башке» — и это работало.
Мудрый терапевт Эйчхорн, зная о приверженности коллеги делу исцеления клиентов, позволил ему вернуться к прежним методам, которые были эффективны.
История про ослика
Это знаменитая история про ослика, который понимал человеческую речь.
Один мужик купил осла, который понимал человеческую речь. Им не нужно было управлять хлыстом или вожжами, а достаточно было шепнуть что-то на ухо. Приведя его домой, мужчина обнаружил, что осёл его не слушается. И как он не старался увещевать ослика, тот не проявлял ни малейшего интереса к его просьбам.
Он позвал продавца, и тот, не раздумывая, подобрал с земли палку и со всей дури ударил осла палкой по башке, так что у того чуть ноги не подкосились. А потом дал ему на ухо команду, и — о чудо — осёл пошёл! Продавец объяснил: «Совсем забыл тебе сказать… Прежде чем осёл начнёт слушаться, нужно сначала привлечь его внимание».
Этот пример иллюстрирует важность привлечения внимания клиентов. Если клиент не концентрируется на процессе, терапевт имеет множество средств для того, чтобы вернуть его внимание. Конечно, важно не нарушать закон, но ограничений в реальности намного меньше, чем кажется. Иногда необходимо действовать жёстче, чтобы достучаться до клиента.
Сомнения коллег: «Зачем смеяться над клиентом?»
Бывает, что коллеги нас спрашивают: «Зачем смеяться над клиентом? Зачем так жестко с ним обращаться? Можно ведь по-другому». Я не спорю — конечно, можно. Делайте, показывайте. Есть множество стилей терапии, и у каждого есть свои достоинства. Но, если вы говорите, что можно по-другому, покажите, как именно вы будете действовать с этим конкретным клиентом.
Очень часто досужие наблюдатели, не сведущие ни в провокативной терапии, ни в какой другой терапии, критикуют нашу тактику, но сами не могут предложить ничего лучше. Таких людей отправляйте читать Фаррелли, а потом на мой курс провокативной психотерапии. Многим из них еще можно помочь.
Страх сделать хуже
Одно из самых распространённых оправданий: «Я боюсь, что сделаю клиенту хуже». Этот страх основывается на понятии «не навреди», что справедливо для медицины и терапии. Но не стоит путать временное ухудшение состояния с реальным ущербом.
Если клиент временно чувствует себя хуже — это нормально. Это означает, что он откликается на терапию. Если же клиент никак не реагирует, это уже и есть хуже всего, потому что это означает, что ваше воздействие на него минимально.
Временное ухудшение как часть процесса обучения
Когда клиенту временно становится хуже, это может означать, что он учится чему-то новому. Это естественный процесс освоения навыков. Он ещё не знает, как использовать свои новые навыки или проявлять новое «я», которое возникло в процессе терапии.
Это особенно часто случается, когда мы осваиваем новые методы, например, провокативную терапию, публичные выступления или другие навыки. Временные неудачи и ухудшение уровня — это просто этап обучения.
Когда клиент начинает применять новые навыки, его уровень может временно ухудшиться. Это абсолютно нормально и свидетельствует о процессе обучения. Временные ухудшения — часть пути к новым достижениям. Особенно это заметно в обучении новым методам проявлять себя в мире, как это происходит в провокативной терапии. Теряя привычный уровень компетентности, мы впоследствии поднимаемся ещё выше. Страх ухудшений — это, на самом деле, зачастую страх перед возможной неудачей и осуждением коллег.
Страх провала и наказания
Очень часто этот страх связан с боязнью наказания за провал. Терапевт боится, что не только клиент осудит его, а еще и коллеги скажут, что он «всё испортил». Однако, временные ухудшения — это неизбежный этап, особенно если клиент начинает интегрировать новые знания и навыки.
Мы должны помнить, что если что-то временно ухудшилось, это значит, что оно не осталось нейтральным — а это, в свою очередь, хороший знак того, что изменения происходят.
А если правда станет хуже?
Когда клиент реагирует на наши действия, даже если ему становится хуже, это признак того, что терапия имеет воздействие. Наша задача — провести его через этот процесс и использовать такие методы, которые помогут ему справиться с временными трудностями и привести к улучшению в долгосрочной перспективе. Главное — не бояться временных ухудшений.
Новые навыки требуют времени
Как и с любым обучением, практика новых методов требует времени и усилий. На первых порах клиент может испытывать затруднения или даже регресс в своём состоянии. Это естественный процесс, и важно поддерживать клиента на этом пути, помогая ему освоить и интегрировать новые знания.
Часто временные ухудшения связаны с тем, что клиент начинает осваивать новые, непривычные ему формы поведения или восприятия себя. Как и любая новизна, это может быть болезненно и вызывать тревогу. Но если терапевт будет достаточно поддерживать клиента, это приведёт к долгосрочным изменениям и улучшениям.
Природа страха ухудшения
Когда мы боимся ухудшить состояние клиента, это зачастую является отражением нашей внутренней неуверенности. Терапевт, который опасается нанести вред, на самом деле боится провала или осуждения.
Это может быть связано с личным опытом или давлением коллег и окружения. Важно понять, что временные ухудшения естественны, и именно через них клиент достигает значимого прогресса. А с коллегами и своими заморочками уж вы как-нибудь разберетесь, вы же не дети.
Терапевт как проводник изменений
Наша задача как терапевтов — не только инициировать изменения, но и помочь клиенту пройти через этапы, когда он может испытывать дискомфорт или временные трудности. Это требует от нас терпения и готовности к тому, что процесс изменений не всегда будет гладким. Важно не бросать клиента на полпути, а продолжать поддерживать его, даже если изменения на первых этапах выглядят пугающе.
Что здесь имеет значение? Демонстрируйте то, что вы предлагаете клиентам, будьте примером того, как можно иметь с этим дело. Если вы сами избегаете дискомфорта и сложностей, клиенты будут учиться у вас именно этому. Не надо так.
Оправдание: страх перед коллегами и клиентами
Ещё одно частое оправдание терапевтов: «Что скажут коллеги?» или «Что подумает клиент, если ему станет хуже?». Это беспокойство отражает глубокий страх перед социальным осуждением и страх перед тем, что мы не соответствуем ожиданиям других. Это нормально, что у терапевта возникают такие мысли, но важно не позволять им руководить нашими действиями.
Влияние страха на работу с клиентом
Когда терапевт слишком сильно фокусируется на возможных негативных оценках со стороны коллег или клиента, это может сковывать его действия и не позволять ему полноценно использовать все доступные инструменты.
Провокативная терапия требует уверенности и готовности идти на риск ради блага клиента. Это риск того, что вы можете столкнуться с критикой или непониманием, но если вы уверены в своих намерениях и подходе, это оправданный риск.
Страх неудачи как мотивация
Страх сделать что-то не так может стать мощной мотивацией для личностного роста терапевта. Этот страх не обязательно должен тормозить работу — его можно использовать как инструмент для самоанализа и улучшения профессиональных навыков. Главное — не позволить ему парализовать действия, а наоборот, найти способы, как преодолеть собственные внутренние барьеры.
Доверие к процессу изменений
Важно, чтобы терапевты доверяли процессу изменений, даже если на первых этапах он может выглядеть непростым. Этот путь требует от нас готовности поддерживать клиентов в моменты их неуверенности и страха. Когда терапевт демонстрирует уверенность и оптимизм, это влияет на клиента, помогая ему чувствовать себя более защищённым и открытым к изменениям.
Принятие неудач
Неудачи в терапии не следует воспринимать как провал и конец фильма. Более эффективно использовать их как возможность для роста. Важно учиться на ошибках и видеть в них не повод для самоосуждения, а шаг к повышению квалификации и профессиональному развитию. Терапевты должны помнить, что их путь к мастерству будет полон взлётов и падений.
Говорим с клиентами о страхах
Важно открыто обсуждать страхи с клиентами. Это можно сделать, только если вы сами в контакте с вашими страхами. Если клиенты испытывают беспокойство о том, как будут выглядеть их эмоции или реакции, стоит создать пространство для честного разговора об этом. Это невозможно, если вы сами внутри себя не признаете свои страхи и не работаете с ними в супервизии и личной терапии.
Открытость и честность в общении с тепапевтом укрепляют доверие и позволяют клиенту почувствовать себя услышанным.
Процесс как путь к результатам
Терапевтический процесс — это не только достижение целей, но и путь к личностному росту. Важно понимать, что результаты не всегда бывают мгновенными. Иногда для достижения значимых изменений требуется время, и каждый шаг, даже временные ухудшения, играет свою роль.
Провокативные терапевты должны быть готовы к тому, что процесс терапии может быть сложным и многообразным. Важно сохранять гибкость, открытость и готовность к изменениям, как в себе, так и в клиенте. Понимание этого позволит создать более эффективное и поддерживающее пространство для работы.
Видео про сложности и оправдания провокативных терапевтов
В этом видео Дмитрий Сычев рассказывает о том, какими оправданиями пользуются психологи, чтобы не делать по-настоящему важную и нужную работу в самых трудных местах. Не огорчайтесь, если в чем-то вы узнаете себя. В том или ином виде это делают все. Мы не обязаны быть совершенными во всем и прямо сейчас. Но не стоит упускать возможность заглянуть внутрь себя и обнаружить, что требует внимания, чтобы прийти с этим на супервизию или в личную терапию.
Работа в провокативной психологии сопряжена с сильными эмоциями и переживаниями, и требует определенной смелости и готовности. Это зачастую настоящий вызов для психотерапевта, но если вы найдете в себе мужество его принять, это окупится стократно.