Содержание
Введение
Провокативная терапия — это один из самых необычных и одновременно мощных подходов в современной психотерапии, который сильно отличается от других методов. Провокативная психология построена на иронии и провокации, смешанных с заботой и искренностью, в пространстве серьезного вызова и доброй поддержки.
Изучение провокативной психотерапии отчасти похоже на все остальные направления, но есть и некоторые отличия, обусловленные спецификой метода. В этой статье я поделюсь некоторыми идеями и материалами, которые будут полезны изучающим провокативную психотерапию и провокативную психологию в целом.
1. Изучение теоретической базы провокативной терапии
Провокативная терапия является парадоксальным, и даже трансцендентным методом, который позволяет выводить человека за его ограничения. В провокативной психологии это делается при помощи парадоксальных интервенций и юмора, которые провоцируют клиента на защиту себя и поиск внутренних решений. Провокативная работа имеет определенные принципы, которые сложились не только из решаемых задач, но и в силу способа мышления ее автора, Фрэнка Фаррелли, а также особенностей ее появления.
Поэтому изучение провокативной терапии разумно начать с книги «Провокативная терапия» отца-основателя, Фрэнка Фаррелли. В ней изложены базовые идеи и некоторые приемы провокативной терапии.
Также для начинающих мы рекомендуем статьи Дмитрия Сычева по общим принципам провокативной терапии и приемам провокативной терапии. Они дадут вам широкий взгляд на провокативные методы.
Основные книги и материалы для изучения
- Фрэнк Фаррелли, «Провокативная терапия» в переводе Дмитрия Сычева. Эта книга доступна бесплатно, и ее обязательно стоит прочитать всем изучающим провокативный подход. В ней изложена история метода, предпосылки, основные принципы, примеры сессий Фрэнка Фаррелли и разностороннее описание философии и убеждений провокативной терапии
- Статья «Что такое провокативная терапия» Дмитрия Сычева. Сжатая и емкая выдержка сведений о провокативном подходе
- Статья «Паттерны и приемы провокативной терапии» Дмитрия Сычева. Это объемный справочник по основным практическим методам, которые использует провокативный терапевт
- Книга «Провокативный подход» Александра Любимова. Он рассматривает результаты моделирования Ф. Фаррелли методами НЛП
- Видео тренингов и записи сессий Фрэнка Фарелли. Обязательно посмотрите видео сессий Фрэнка Фаррелли. Через них вы почувствуете ту игру и драйв, которые есть в провокативных сессиях, а также увидите как Фаррелли привносит их с большим изяществом даже в сложные проблемы
Что важно усвоить на этом этапе обучения
- Серьезная игривость и игривая серьезность как базовые состояния терапевта
- Терапевт отстаивает «проблему» клиента разными способоами, провоцируя его на на противостояние с терапевтом, тем самым, клиент начинает сам противостоять своей проблеме.
- Принцип использование шуток, сарказма, преувеличения, пародии и иронии для снятия напряжения и возможности для клиента посмотреть на себя со стороны.
- Доброта и поддержка так же важна в провокативной терапии, как юмор и вызов. Провокации используются не для того, чтобы доминировать над клиентом, а для того, чтобы он дал ответ, стал сопротивляться и отстаивать себя.
2. Посещение тренингов и семинаров
Естественно, теоретического обучения по книгам и видео недостаточно, хотя это очень важный этап. Нет нужды ходить по тем граблям, которые уже давно известны. Воспользуйтесь чужим опытом. Нужно пройти обучение у людей, которые применяют провокативную терапию в реальной работе.
Поэтому не стоит идти на курсы, где вам просто выдадут текстовые материалы, или где нет живого тренера, которому можно задать вопросы. Поверьте, вы ничему не научитесь, не практикуя. Это частая ловушка для многих начинающих. Не тратьте деньги зря.
Программа обучения должна содержать теорию, демонстрации и практику отработки навыков провокативной терапии.
Почему это важно
- Живое взаимодействие: на тренингах вы сможете увидеть живые демонстрации сессий, задавать вопросы и получать обратную связь. Преподаватель делится своим видением этой работы, а во многом вы будете учиться, моделируя преподавателя.
- Практика: тренинги дают возможность самим попробовать технику, поработать с клиентами в группе и освоить подход на практике. А также побыть клиентом и поработать со своими проблемами при помощи метода, чтобы лучше понять клиентский опыт.
- Группа: в группе всегда есть люди с разными компетенциями и стратегиями. Чем с большим количеством разных людей вы успеете поработать на тренинге, тем большему научитесь.
Как выбрать подходящий тренинг
- Найдите преподавателей, которые сами практикуют этот метод и регулярно делятся информацией с коллегами и учениками
- Выбирайте тренера не по регалиям, а по отклику. Вам придется провести с этим человеком много времени и учиться работе на грани комедии и драмы. Способен ли он на это сам? Хотите ли вы у него этому учиться? Доверяете ли вы ему как человеку и как профессионалу?
- Выясните особенности программы курса: структуру курса, наличие практики, возможность супервизии, время для отработок и достаточный объем программы.
- Курсы менее 32-40 часов можно рассматривать только как введение в предмет. Это вовсе не значит, что их не нужно посещать, просто учитывайте, что даже базового материала по провокативной терапии достаточно много
- Есть всем известные курсы для специалистов по всему, которые начинаются на Н, а заканчиваются на О, в которых нет никакой практики и обратной связи с преподавателем, но якобы 100-200 часов материала. Это просто покупка сертификата за деньги. Об обучении там речь не идет. Вы получите сборную солянку из устаревших конспектов и коряво переведенных книг, сдобренную досужими размышлениями тех, кто никогда и ни с кем не применял провокативную терапию
Мы приглашаем тех, кто готов изучать действительно провокативную терапию на курс «Провокативная терапия» Дмитрия Сычева. Курс идет дважды в год, и это один из немногих регулярных курсов провокативной терапии в России.
3. Практическая работа с клиентами
Конечно, обучение на тренингах, теория и отработки — это лишь подготовка. Для того чтобы стать успешным провокативным терапевтом, нужно работать с реальными клиентами и постепенно внедрять элементы провокации в свои сессии. Это не обязательно должны быть сразу полноценные провокативные сессии, вы можете постепенно применять в работе отдельные техники и приемы.
Как начать
- Начинайте с самых базовых провокаций и учитесь наблюдать за реакцией клиента. Это могут быть легкие иронические замечания, простые приемы. Соглашайтесь с клиентом в его словах про него самого и отмечайте, как он реагирует.
- Постепенно добавляйте в работу больше приемов: «защищайте» проблему клиента, добавляйте сомнения, предлагайте дурацкие решения, рассказывайте истории. Делайте это с юмором и позитивом, обучаясь поддерживать постоянный контакт с клиентом. Именно этот контакт позволит вам проводить все более глубокую работу.
- Экспериментируйте со здоровым балансом эмпатии и провокации, вызова и поддержки. Вы обнаружите, что вы можете смеяться над клиентами, не причиняя им вреда, а также что зачастую клиенты вовсе не такие хрупкие, как хотят показаться.
4. Развитие чувства юмора и эмоционального интеллекта
Провокативная терапия — это не просто набор техник и приемов. В большем смысле это искусство взаимодействия с эмоциями клиента через принятие, игру, юмор и вызов. Для терапевта важно самому учиться преодолевать свои искусственно созданные внутренние ограничения, относиться к себе с юмором и уметь проживать и различать широкий спектр человеческих чувств, эмоций и состояний. Иногда это называют эмоциональным интеллектом.
Чем шире спектр доступных вам собственных эмоциональных состояний, тем проще вы будете общаться с самыми разными клиентами и решать более широкий круг задач легко и естественно.
Еще один важный навык провокативного терапевта — отношения с неопределенностью и структурирование хаоса. Провокативная терапия это в том числе про контакт с неопределенностью, и использование неопределенности и хаоса в позитивном ключе.
Как этому способствовать
- Изучать и развивать свой эмоциональный интеллект, практиковаться в наблюдении, восприятии и понимании своих эмоций и состояний других людей
- Развивать чувство юмора и через книги, фильмы, юмористические шоу, а также практиковаться в его использовании в общении с друзьями, коллегами и знакомыми
- Обнаруживать свои ограничения в отношениях с хаосом и неопределенностью, и трансформировать их в ресурс. Для этого очень хорошо подходят медитации и практики, использующие трансовые состояния
5. Регулярная супервизия и обратная связь
Даже опытным терапевтам важно периодически получать обратную связь от коллег и наставников. Провокативная терапия особенно требует супервизии, так как мы зачастую работаем на пике, на грани, и поэтому важно, чтобы не замыливался взгляд терапевта, чтобы он не впадал в собственные паттерны реагирования и учился это замечать.
Как организовать супервизию
- Найдите супервизора, знакомого с провокативной терапией. Не имеет значения, сколько у него дипломов курсов супервизоров. Важно, насколько у него большой опыт личного применения провокативной терапии с самыми разными клиентами.
- Участвуйте в групповых супервизиях и интервизиях с коллегами, где можно разбирать свои кейсы, работать с личными ограничениями и получать советы по улучшению практики
- Участвуйте в практических группах провокативной терапии, которые организуют энтузиасты или создайте такую группу сами! Живая обратная связь от коллег и клиентов, а также разборы сессий будут способствовать вашему быстрому профессиональному росту.
Заключение
Удивительно, но освоение провокативной терапии начинается с начала. С изучения её основ, естественно и неизбежно проходя через практическое обучение и постоянное развитие профессиональных навыков. Как только терапевт решил, что «он уже все понял», о дальнейшем росте можно забыть.
Но к чему останавливаться, коллеги? В конце концов, изучение и применение провокативной терапии это весело и полезно!
Помните, что овладение провокативными методами — это естественный, постепенный процесс личностного развития терапевта и работы с клиентами.
Поэтому будьте добрее к себе, читайте правильные книги, изучайте и применяйте все, чему научились, ради блага всех существ!