По мотивам NLP Comprehensive – NLP Master
В этой статье вы найдете не только теорию субмодальностей, но и некоторые идеи об их применении для субмодального редактирования.
Приведенный здесь список субмодальностей далеко не не полный. Вы можете обнаружить и придумать сколько угодно собственных субмодальностей, лучше всего подходящих для вашей задачи. Надеемся, это даст стимул для вашей фантазии при изучении субмодальностей в НЛП.
Их порядок не имеет особого значения. Некоторые из этих субмодальностей тоже состоят из других, более базовых. Конечно, список можно и нужно дополнять, и мы уверены, что в своей практике вы обнаружите и многие другие субмодальные различия, которые будут полезны в работе с клиентами.
Содержание
Субмодальности
Визуальные субмодальности
Яркость, размер, увеличение, цветное/черно-белое, насыщенность, оттенок или баланс цвета, форма, расположение, дистанция, контраст, ясность, фокус, длительность, движение (статичная картинка или фильм), скорость, направление движения, объемная или плоская картинка, точка зрения и перспектива, ассоциация и диссоциация, фигура/фон, я/контекст, частота или количество, одновременные образы или последовательность, куча картинок или разделение экрана, рамка или панорама, соотношение сторон (ширины и высоты), ориентация (наклон, вращение), плотность изображения, зернистость, прозрачное/непрозрачное, мигание, направление освещения, симметричность, сияние, искристость
Аудиальные субмодальности
Частота, темп и скорость, громкость, ритм, непрерывный или прерывистый, тембр или тональность, цифровой, ассоциированный/диссоциированный, длительность, положение, расстояние, контраст (гармоничный/дисгармоничный), фигура или фон, ясность, количество, симметрия, резонанс с окружением, источник внутри/снаружи, моно/стерео.
Кинестетические субмодальности
Давление, положение, покрытие, текстура, температура, движение, длительность, интенсивность, форма, частота (ритм), количество, вибрация, острый/тупой
Кинестетические субмодальности полезно разделить на следующие категории:
- Тактильные: прикосновения, ощущения на коже
- Проприоцепция: мышечные ощущения и другие внутренние ощущения позы, дыхания и других внутренних датчиков организма
- Оценочные: мета-ощущения по поводу других ощущений или репрезентаций. Их также называют эмоциями, чувствами или висцеральной кинестетикой, т. к. обычно они расположены в животе и в груди или на средней линии торса. Эти чувства не являются прямыми ощущениями и переживаниями, это репрезентации по поводу других ощущений или восприятия в любой другой сенсорной системе (визуальной, аудиальной или кинестетической).
Проприоцепция – это интересное понятие. Это внутреннее ощущение, связанное с положением тела в пространстве, которое мы получаем без использования внешних ориентиров. Информацию для анализа положения тела мозг получает из датчиков давления, угла и положения в суставах, мышцах и других механизмов. Проприоцепция в том числе отвечает за баланс и равновесие.
Ольфакторные (запахи) и густаторные (вкусы)
Описание вкусов и запахов не всегда может помочь напрямую, но связанные с состояниями вкусы и запахи могут быть очень мощными якорями для доступа к состояниям и работы с различными субмодальными техниками.
Простые субмодальные техники и субмодальное редактирование
Вот несколько простых идей для применения субмодальных техник.
Смена точки зрения
Смените позицию из ассоциированной в диссоциированную, или наоборот. Посмотреть как бы из-за чьего-то плеча. Взглянуть сверху. Из дальнего космоса. С уровня пола. С точки зрения другого человека (получить сдвиг референтного индекса, или вторую позицию). Из положения между другими людьми. Посмотреть фильм вверх ногами. Больше об этом в книге Р. Бэндлера «Используйте свой мозг для изменений».
Вычитание
Уменьшаем ощущения, удаляя различия: убираем цвет, движение, близость из негативных переживаний, чтобы уменьшить неприятные ощущения.
Добавляем элементы
Усиливаем переживания, добавляя различия, которых раньше не было: цвет, движение, глубину, количество примеров, чтобы увеличить отклик и получить еще более ресурсный опыт
Интеграция якорей
Используйте субмодальности чтобы привнести репрезентацию ресурсного или нересурсного опыта в текущую репрезентацию
Рассоздание образов и ощущений
Диссоциация от воспоминаний, травмирующих событий: растрескивание визуальных образов, фрагментация – увидеть в зеркале и разбить на кусочки, сжигание, растворение и т. п.
Здесь есть достаточно богатый простор для фантазий. Следует помнить, что уничтожать все неприятные воспоминания и ощущения таким образом – не самая гармоничная и экологичная стратегия в долгосрочной перспективе.
Но в качестве техники для экстренной работы с состояниями, или чтобы ослабить заряд травмирующей ситуации, такие субмодальные техники вполне уместны.
Практика: отделение себя от контекста (фигура/фон)
- Подумайте о неприятном воспоминании, и увидьте его как короткий фильм. Это базовый доступ к проблемному состоянию
- Увидьте себя в картинке диссоциированно (со стороны). Используйте любые способы, которые вам доступны, или которые вы могли бы использовать, чтобы видеть себя отдельно себя от контекста, от ситуации в целом. Выделить себя на фоне происходящего.
- Просмотрите фильм от начала до конца, видя себя диссоциированно. При этом вы двигаетесь с в два раза быстрее, чем обычно, а все окружение – в два раза медленнее
- Теперь просмотрите фильм в обратной перемотке, так же видя себя и окружение со стороны. В этот раз все окружение двигается в два раза быстрее, чем обычно, а вы в два раза медленнее
- Теперь просмотрите фильм об этом событии как обычно, отмечая разницу в ощущениях. Этот шаг – проверка изменения состояния.
Большинство людей определяют для себя проблемные контексты следующим способом:
Внешние события –> Внутренний ответ
Поэтому когда мы заставляем окружающий контекст двигаться медленнее чем сам участник событий, внутренние ответы как бы проявляются раньше, чем события, которых их вызвали.
Это разрывает причинно-следственную связь и устраняет изначальное восприятие проблемы, помогая переструктурировать опыт.
Отделить внутреннее состояние и внешнее поведение
Иногда возникает необходимость отделить свое внутреннее состояние от вашего собственного внешнего поведения. Например, вам нужно делать что-то, что не доставляет вам удовольствия, но необходимо сделать.
Можно поступить так: используйте любые субмодальности, для того чтобы различить ваше внешнее поведение и внутреннее состояние. Найдите такие, которые подойдут лучше всего. Теперь сделайте предыдущее упражнение (отделение себя от кортекста), но все шаги пройдите ассоциированно.
Отделить внутреннее состояние от мыслей
Люди – существа талантливые. Часто мы можем создавать негативные состояния без всяких внешних событий – просто соответствующим образом думая о чем-либо.
Если вы попадаете в негативное состояние из-за собственного мышления (без помощи внешних обстоятельств), вы можете использовать схожую процедуру для того, чтобы прервать этот паттерн. Используйте субмодальности для того, чтобы различить субмодальности собственного мышления и внутреннего состояния, а потом сделайте с ними предыдущее упражнение на отделение фигуры и фона.
Попробуйте сделать его ассоциированно и диссоциированно, и выберите тот вариант, который сработает лучше.
Прыжок в ресурсный контекст
Увидьте во внутреннем взоре образ ситуации или контекста, который является для вас ресурсом. А потом представьте, что он очень быстро приближается к вам издалека, вращаясь и увеличивась в размерах, до тех пор, пока вы полностью не очутитесь в нем. Сделайте это несколько раз, закрепляя результат и отмечая изменения своего состояния.
В тех ситуациях, когда вам понадобится это ресурс, используйте эту быструю визуальную технику для мгновенного получения доступа к нужному состоянию!
Субмодальности ресурсного перехода
Представьте, что вы сказали кому-то (или сами себе): «через сто лет это не будет иметь никакого значения». И человеку это помогло в каком-то контексте, было полезно и улучшило его состояние.
Поисследуйте, в чем разница субмодальностей текущего состояния, и того состояния, в котором он оказался. Используйте эти субмодальности для усиления эффекта.
Возвышаясь над всем сущим
Подумайте о воспоминании, которое до сих пор вас беспокоит, и вы хотели бы быть выше этого. Прокрутите в памяти это воспоминание, как вы видите его сейчас. Затем начните представлять, что вы увеличиваетесь в размерах. И постепенно станьте огромным, гигантским, как будто бы вы стали всем миром. И теперь ассоциированно проживите это воспоминание, изнутри.
Обратите внимание, как изменилось восприятие воспоминания и ваши ощущения.
Кинестетическая волна
Подумайте о каком-то приятном опыте, который вы можете почувствовать в теле, и который бы вам хотелось прожить и почувствовать еще сильнее, больше и глубже.
Найдите, где вы чувствует это ощущение в теле больше всего, и позвольте этому ощущению быстро распространяться по всему телу и прокатываться внутри тела, подобно волне. Когда волны будут достигать поверхности кожи, она будет отражать их обратно. Это похоже на то, как волна набегает и откатывается от берега…
И с каждым разом волна распространяется по телу все сильнее, снова и снова… Возьмите все необходимое время, чтобы наслаждаться этим ощущением столько, сколько захочется.