Раппорт в НЛП и генеративном коучинге

Дмитрий Сычев

Дмитрий Сычев

Создатель trancemasters.ru. Практикует генеративный транс, коучинг, провокативную терапию, эриксоновский гипноз. Мастер НЛП.

У многих изучающих генеративный подход — НЛП третьего поколения, генеративный транс и генеративный коучинг, есть предыдущий опыт изучения и использования НЛП и эриксоновского гипноза, из которых по большей части и пришло в практику понятие раппорта.

Один из частых вопросов — как связаны понятия раппорта в НЛП и генеративном подходе? Что нового генеративный коучинг привносит в эти практики по сравнению с НЛП? В этой статье я поделюсь некоторыми идеями о сходстве и различии раппорта в НЛП и генеративном коучинге.

Вся статья в одном предложении: идея генеративного подхода меняет фокус и для консультанта, и для клиента с поведения и цели на состояние и намерение. Вместо «создания доверия» между двумя эго через механические действия, акцент делается на создание общего пространства для всего богатства наших сходств и различий. Где все наше разнообразие может проявляться, быть видимым, признанным и уважаемым.

Доверие и глубокая связь в этом случаю возникают как часть естественного процесса коммуникации. Соответственно и результат для коуча и для клиента может быть куда более значимым.

Раппорт в НЛП

Если вы изучали НЛП, то знаете, что раппорт часто определяют как состояние взаимного доверия, связи между людьми, а также процесс организации и поддержания такого состояния. Но это довольно поверхностное определение, которое скрывает саму суть раппорта.

Часто люди, практикующие НЛП, считают, что раппорт — это когда «я подстраиваюсь к клиенту» или «клиент подстраивается ко мне». В НЛП разработаны различные виды и способы строить раппорт — отзеркаливание поведения, подстройка по ритму и по дыханию, подстройка по репрезентативным системам.

Это прекрасные техники и практики, которые позволяют улучшить коммуникацию. Но при этом у многих изучающих НЛП почему-то есть идея, что раппорт это что-то, что создается одним человеком, например, коучем, пока он что-то там делает по отношению к клиенту.

У этого есть свои причины. В НЛП есть одна из базовых моделей, которую еще с НЛП-практика люди усваивают в довольно упрощенном виде. Это — «калибровка, подстройка, ведение». Мы сначала наблюдаем и анализируем, выявляя ключевые особенности вербального и невербального поведения человека, а затем присоединяемся к ним. Используем в коммуникации с ним предпочитаемые им модальности, подстраиваемся к его темпу речи и отзеркаливаем его движения, делая нашу коучинговую или терапевтическую коммуникацию более эффективной.

Ну а потом мы используем «ведение», чтобы сделать что-то полезное. При этом люди иногда считают, что эффективная коммуникация или работа в данном случае, это когда клиент с нами соглашается, делает то, что мы говорим. Или когда сработали вопросы или техника, которую мы применили. К сожалению, это просто приятный эффект, а на самом деле убеждение, которое работает на чувство собственной важности коуча и редко имеет прямое отношение к полезности работы для клиента.

Если практик и коуч, применяющий НЛП считает, что он «создает» раппорт, то ему приходится неустанно сознательно следить за клиентом, постоянно отзеркаливать его, применять «техники активного слушания». В результате механистического примененения навыков подстройки у человека иногда создается впечатление, что он разговаривает не то с роботом, не то с зеркалом. Случается, что из-за этого возникает противоположный желаемому эффект, потому что такое поведение консультанта бессознательным клиента может считываться как неконгруэнтное или подозрительное.

В отдельных случаях такое понимание раппорта коучем и клиентом может напоминать игры власти — давай-ка посмотрим, кто здесь главный (самый гибкий, хитрый, опытный), кто сейчас подстроится первым и решит, куда вести.

Мы еще вернемся к вопросу взаимодействия бессознательного клиента и консультанта, а пока просто отметим, что в правильном НЛП никогда не считалось, что раппорт это то, что создается и работает в одну сторону. Раппорт — это всегда взаимный процесс. Можно рассматривать его как танец — даже если кто-то задает ритм и направление, это всегда взаимный процесс, учитывающий обратную связь, движения, настроение, общую энергию.

В любой момент другой участник может стать и становится ведущим. Это совершенно естественно в здоровом раппорте, но не очевидно некоторым практикующим НЛП. Этот танец формируется не сознанием консультанта, и не сознанием клиента, а является танцем двух бессознательных, а сознание уже организовывает этот процесс сообразно со своими задачами, навыками и намерениями.

То есть раппорт это сознательно-бессознательный процесс. И его организация зависит от желания и навыков сознания организовывать его конструктивно, и в то же время он представляет собой взаимодействие бессознательных. Качество этого процесса определяется и сознательными, и бессознательными компетенциями клиента и коуча. Хочется верить, что коуч в данном случае более гибкий и открытый элемент системы, но бывает по-разному. Для некоторых коучей самый большой вызов — клиенту просто не мешать.

Раппорт — это танец двух бессознательных. А вот качество танца зависит от бессознательных и сознательных навыков партнеров, от их намерений и качества внимания. А в результате — и от качества пространства, которое они создают и используют для этого танца

Раппорт в генеративном коучинге

В генеративном коучинге от механики повторения заученных движений мы идем глубже — к вниманию к качеству танца. Мы предлагаем расширить внимание коуча с видимого уровня, с поведения, на глубинные процессы, ощущения, состояния и отношения между творческим сознанием коуча и клиента.

Когда такое взаимодействие происходит через принципы творческого отношения, это способствует гораздо более глубоким взаимной открытости и сотрудничеству, нежели хорошие навыки подстройки, исполняемые механически. Ведь кажется довольно очевидным, что при наличии хорошего раппорта бессознательно отзеркаливание жестов, вербальная и невербальная синхронизация — это вторичный процесс, естественное следствие того, что люди состроены на каком-то более глубоком уровне.

В некоторой степени это работает в обе стороны — если мы повторяем жесты, дыхание, язык тела другого человека, наше состояние тоже меняется. И если у нас есть навык это замечать, мы можем этим пользоваться. Намеренно настраивая свое собственное состояние, мы можем открывать клиенту доступ к общему пространству, в котором и будет происходить взаимодействие. В генеративном подходе мы используем эту возможность, чтобы из пространства за пределами поведения и слов соединиться с собой и с клиентом, увидеть его и открыться ему.

Детальнее об этих состояниях и способах их достижения мы поговорим в отдельных статьях, а пока хочется еще раз отметить — большее значение имеют не синхронизация наших движений и жестов, а сонастройка и совместное пространство более глубоких и открытых состояний.

Чтобы возникло состояние связи, доверия и открытости, должно быть создано пространство, в котором можно поддерживать связь, доверять и безопасно открываться. Пространство это создается не коучем и не клиентом, а между ними, во взаимной игре и танце, поэтому иногда его называют отношенческим полем

В генеративном коучинге особое внимание уделяется качеству такого отношенческого поля, и существуют критерии и способы его создания. Они тесно связаны с навыками самонаблюдения и осознанности.

Поэтому навыки и инструменты НЛП, особенно навыки калибровки и самокалибровки, а также работы с состояниями, в генеративном подходе обретают еще большую важность и смысл. Но фокус внимания с «достижения раппорта» сдвигается на создание и поддержание пространства отношений между людьми, в котором бессознательное клиента и коуча творчески взаимодействуют.

Конечно, это не значит, что сознательная работа больше не имеет значения. Наоборот, сознанию отводится еще более важная роль — оно организует и направляет этот процесс, используя наработанные генеративными практиками навыки и стратегии. О важности состояний и практиках работы с ними поговорим в следующих статьях.

Подводя итог: в правильном НЛП вообще-то то существуют предпосылки и прямые указания на важность поддержания состояния (любопытство, открытость и др.). Но даже многие опытные НЛПеры уделяют больше времени техническим навыкам создания раппорта, нежели навыкам работы с собственным состоянием и творческого взаимодействия с широким спектром состояний другого человека.

Поэтому в генеративном подходе акцент перенесен с технических аспектов на отношенческие, работу с пространством между, работу с состояниями. Из внешнего внимания на клиента на пространство внимания внутрь и вовне, одновременно. В генеративном коучинге тоже существуют наставления и упражнения для развития этих навыков, но это скорее практики, а не техники.

Делая их регулярно, мы обретаем гибкость и возможность устанавливать связь с людьми на очень глубоком уровне. И на этом уровне в работе с людьми нам становится доступен куда больший творческий и трансформационный потенциал.

Можно сказать, что генеративный подход дает выбор — изображать раппорт, доверие и открытость подобно последователям карго-культа или плохого НЛП, или проживать в ощущениях и исследовать всю глубину человеческой коммуникации между равноправными партнерами в танце жизни.

Выбор, как всегда, за вами 😉

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами!
Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp