Мы рады, что вам нравится наш контент!

Трансформационные истории и терапевтические метафоры для психологов

Picture of Дмитрий Сычев

Дмитрий Сычев

Автор курса провокативной терапии. Консультирует клиентов, ведет трансформационные тренинги и супервизии для психологов. Переводит на русский качественные книги для агентов перемен.

Эти метафоры я собирал из самых разных мест, и продолжаю пополнять свою коллекцию. Хорошие истории, анекдоты и метафоры приходят из различных источников — от учителей, других тренеров, психологов, из хороших книг.

Знания должны работать, а слово — распространяться, так что пусть эти метафоры и истории послужат и вам, в работе с клиентами и на личном пути!

Здесь угадывают

Отставной штабс-капитан Григорьев в царствование Александра II пополнил ряды бродячих фокусников под псевдонимом Калиостро и прославился своими выходками. 

Однажды Григорьев повесил у своего балагана вывеску: «Здесь угадывают».

Вход стоил не больше гривенника, но посетители впускались поодиночке в полутемную комнату. Там на столе стоял таинственный сосуд. Посетителю предлагали опустить в сосуд палец, а затем понюхать его. 

Каждый посетитель вскрикивал: «Да это же говно!»

Калиостро говорил: «Вы угадали!» — а затем приглашал следующего посетителя. Григорьев неплохо разбирался в психологии обывателей, и действительно, каждый, посетивший его заведение, считал своим долгом уговорить своих знакомых побывать в удивительном балагане.

История о прощении

Шел студент мимо зоопарка, видит — киса! Протянул руку погладить тигра, а тот взял да и погрыз ему руку… Юноша о-очень обиделся, он же ж с открытым сердцем, полным любви и бобра, а тот…. В общем, шибко осерчал, и случайно попал к батюшке. Пожаловался на свои душевные страдания… 

Тот ему и говорит:

— Горю твоему легко помочь, сын мой — прости и забудь!

И гора рухнула с плеч юнца, и вновь небеса засияли надеждой и верой… И, простив кису, он, проходя мимо зоопарка, вновь протянул руку выразить свою любовь и принятие. И тигра вновь погрыз ему уже вторую руку… Фрустрации юноши не было пределов, и познал он многие из кругов ада при жизни…
И случайно попал он к правильному психологу. И молвил тот ему: 

— Прости и запомни!

И вновь трава стала травой, а мудаки — мудаками… И когда в третий раз юноша проходил зоопарк, он улыбнулся тигру как старому знакомому, и не стал тянуть ручонки покормить кису, а приветствовал тигра как тигра и стал подобен человеку в человеке 😉
Кто слушал — молодец, может взять се огурец! 🙂

История о мастере меча

Эта история принадлежит перу Тимура Гагина.

Давным-давно у самых Синих гор жил один молодой человек, который очень хотел стать Мастером Меча. А по обычаям той земли настоящим Мастером Меча мог стать только тот, у кого был настоящий Меч Мастера.

Молодой человек очень хотел стать Мастером, и он отправился по городам далёкой страны у самых Синих гор. Он хотел прийти к одному из старых Мастеров Меча и попросить его: «Великий Мастер! Слава о твоих подвигах идёт по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях. Ты всегда побеждал, заслужил славу и почёт. Но теперь ты живёшь в покое, у тебя есть всё, что ты хочешь, и тебе больше не нужен твой Меч — Меч Мастера. Продай его мне или подари».

Молодой человек очень надеялся, что кто-то из старых Мастеров откликнется на его просьбу, и он отправился в путь и долго шёл, направляясь к одному из больших городов, где, как он знал, жил престарелый Мастер Меча. Он шёл долго и вошёл в ворота. Он у всех спрашивал дорогу, и каждый с готовностью показывал ему дом, в котором жил этот человек — великий Мастер Меча, ушедший на покой. И юноша пришёл в его дом и обратился к нему:

— Великий Мастер! Слава о твоих подвигах идёт по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях. Ты всегда побеждал, заслужил славу и почёт. Но теперь ты живёшь в покое, у тебя всё есть, и тебе больше не нужен твой Меч — Меч Мастера. Подари его мне, или продай.

Мастер Меча выслушал юношу, улыбнулся и ответил ему:

— Я бы с радостью, но ты знаешь, этот меч тебе не подойдёт.

Молодой человек поклонился Мастеру и снова отправился в путь.

Он поднимался в горы, спускался в долины, он плыл по рекам, переправлялся через них и шёл дальше. Он пришёл в другой город, нашёл дом старого Мастера Меча. Он вошёл в этот дом и обратился к Мастеру:

— Великий Мастер! Слава о твоих подвигах идёт по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях. Ты всегда побеждал и заслужил славу и почёт. Ты — настоящий Мастер, это все знают. Но теперь ты живёшь в покое, у тебя есть всё, и тебе больше не нужен твой Меч — Меч Мастера. Продай его мне, или подари.

И старый Мастер Меча выслушал юношу, улыбнулся ему и ответил:

— Я бы с радостью, но ты знаешь, этот меч тебе не подойдёт.

И вновь отправился в путь юноша, который очень хотел стать настоящим Мастером Меча. Он шёл всё дальше, находил старых Мастеров и обращался к ним с одной и той же просьбой:

— Великий Мастер! Слава о твоих подвигах идёт по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях. Ты всегда побеждал и заслужил славу и почёт. И вот теперь, великий Мастер, ты живёшь в покое, у тебя есть всё, о чём можно только мечтать, и тебе больше не нужен твой Меч — настоящий Меч Мастера. Продай его мне, или подари.

И раз за разом, выслушав юношу, старые мудрые Мастера улыбались и отвечали одно и то же:

— Я бы отдал, но ты знаешь, этот меч тебе не подойдёт.

И тогда молодой человек решил отправиться в горы, на поиски тайных кузнецов. Он шёл дни и ночи. Вставал с восходом, ложился спать, когда солнце уже давно село. Он спал мало, и всё шёл и шёл далеко в горы. И, наконец, он нашёл далеко в Синих горах тайных кузнецов и рассказал о своём положении. Он попросил выковать ему меч, который бы казался настоящим Мечом Мастера. Кузнецы выслушали его и ответили:

— Ты хочешь стать Мастером, и тебе нужен Меч. Хорошо.

И они выковали ему меч, который так же сверкал благородной сталью, легко рассекал железо, шёлк или волос, был великолепно сбалансирован, покрыт сложной замысловатой чеканкой и выглядел как самый настоящий Меч Мастера. Юноша с радостью и благодарностью принял свой новый меч, поклонился тайным кузнецам и отправился в путь.

Он сражался во многих битвах и побеждал. Слава о нём разносилась всё дальше по далёкой стране, опережала его появление, приводила в восторг друзей, вселяла уважение в сердца противников. Он прожил богатую, достойную жизнь и однажды, наконец, ушёл на покой, поселился в одном городе далёкой страны и много лет жил спокойно и счастливо. И лишь иногда, когда гости восхваляли его, настоящего Мастера Меча, ему становилось неловко. Ведь он-то знал, что у него так и не было настоящего Меча Мастера.

И как-то раз к нему пришёл незнакомый юноша. Он поклонился и сказал:

— Великий Мастер! Слава о твоих подвигах идёт по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях. Ты всегда побеждал и заслужил славу и почёт. Ты — настоящий Мастер, все это знают. И вот теперь ты живёшь на покое, у тебя есть всё, и тебе больше не нужен твой Меч — Меч Мастера. Продай его мне, или подари.

Старый Мастер улыбнулся юноше непонятной улыбкой и ответил:

— Я бы с радостью, но ты знаешь, этот меч тебе не подойдёт…

История о говорящей собаке

Сидел мужик на сайте объявлений, искал, где подешевле телевизор купить. Смотрит, все не то. То старый, то дорого, то ехать далеко… Вдруг видит объявление — «Продается говорящая собака!». Ну думает, бред какой-то, очередные шутники. Но что-то его зацепило, любопытно стало. Дай, думает, позвоню:

— У вас продается говорящая собака?

— Да

— Что, правда говорящая, что ли!?

— Ну да, приезжайте, посмотрите! Все смотрят, никто не берет.

И называют ему адрес — окраина города, неблагополучный промышленный район. Долго думал, ехать, не ехать, в итоге любопытство победило. Поехал. Приезжает по адресу, смотрит — двор весь в мусоре, перекопанный, дом — старая серая хрущевка. В подъезде грязно, стены исписаны, нассано, все в бычках. Света нет. Подходит к обшарпанной двери, звонок выломан — приходится стучать. Дверь открывает мужик в полинявшей тельняшке, в растянутых на коленях трениках и в тапках с дырявыми носками.

— Здравствуйте, у вас собака продается говорящая?

— Ну да да, заходите. Я уж думал вы не приедете. Я там суп варю, подождите пока в коридоре, я щас закончу и приду. А вот и собака сидит, знакомьтесь, смотрите!

И уходит на кухню. Мужик смотрит, сидит в проходе тощая кавказская овчарка.

Тут она вдруг встает и говорит:

— Ну давайте сразу к делу, я вам пока немного расскажу о себе:

В начале восьмидесятых ученые, знаете, селекционеры, проводили секретные эксперименты с собаками. Им удалось вывести два помета, собаки в которых умели разговаривать. Один обучили математике обучали, второй русскому и английскому языкам. Я из второго был. Ну сначала язык изучал, потом с детьми отправили работать. Дети, они ж такие, искренние… Хорошее время было… Потом посерьезнее уже — спецшкола, рукопашный бой, ориентирование, прыжки с парашютом… Больше двадцати прыжков у меня. Потом по диплинии пошел — распределили в посольство. Перелеты, страны разные повидал, много где побывал. Приемы, встречи, охрана… Всякое я всего на тех встречах слышал, да руководству докладывал. Собаку-то кто подозревать будет. Ну, награды есть, конечно. Благодарности… Да, много мы тогда с товарищами для страны сделали… 

Ну а потом пошло-поехало… Горбачев, гласность, перестройка, предательство… Вот это все, развал Союза… Товарищи мои, кто ушел, кто пропал… В общем, выживать как-то надо было. Смешно сказать… Были времена, есть нечего было, в цирке выступал… Потом не выдержал — знаете, достоинство за деньги продавать — как кусок души на хлеб менять. Пошел на стройку. Сторожем… Ну а там жили-были, теперь вот, сами видите, тут…

Тут хозяин возвращается с кухни, спрашивает:

— Ну что, посмотрели? Брать будете, или как?

— Конечно! Сколько хотите?

— Да давай сколько не жалко, чего там торговаться…

— Но почему? Эта же говорящая собака! Ей цены нет! Зачем продаете?

Хозяин отвечает:

— Да ты его слышал? Врет он все… Он дальше этого двора отродясь нигде не был!

Отсюда ты туда не попадешь

Один путешественник как-то раз блуждал в сельских краях. И вдруг случайно встретил старика, идущего по своим делам вдоль дороги. 

Он спросил у него: скажи, дружище, как попасть в Москву?

Старик отвечает: Не знаю…

Турист: Ну ладно, а как до Питера добраться?

Старик: Хмм… Без понятия!

Турист: Так-то ты вообще не особо знающий, я смотрю.

А дед ему и говорит: Что есть, то есть! Только вот заблудился-то не я

Отсюда ты туда не попадешь

Отправился мужик путешествовать по стране. На одной из запутанных проселочных дорог он встретил местного парня и стал спрашивать, как попасть в город.

Парень сказал: — ну, сначала пойдешь на север три километра, потом на запад километр, потом на юг немного. Подумал и добавил — нет, так не получится. Надо сначала на север пять километров, потом на восток два километра, а потом снова на север немного. Нет, пожалуй так тоже не доберешься. Надо идти на запад полчаса, потом на север… м-м-м… 

В общем, знаешь что… Отсюда ты туда не попадешь!

Письмо

Однажды, я получил письмо. Ну, скажете вы, что необычного в письме. Пожалуй, лишь то, что оно пришло не по электронной, а по самой обычной почте, которой пользовались наши родители, дедушки, бабушки… И тем загадочнее это было. Когда я с удивлением взял его в руки и, ощущая приятную тяжесть и шелест бумаги, осмотрел конверт, оказалось, что это письмо от одного моего очень хорошего и мудрого друга. 

Я всегда радовался посланиям от него… И хотя конверт был на первый взгляд совершенно обычный, мое внимание привлекли марки, которые он наклеил на него… Я стал разглядывать их, мне стало любопытно, почему он выбрал именно такие марки? Я вдруг на мгновение представил, как он выбирает, покупает эти марки, а потом облизывает их и наклеивает их на конверт, чтобы воспользоваться необычной возможностью, древним транспортом нашего мира, чтобы доставить мне послание… 

То, что он действительно давно хотел мне сказать… И когда я представил, как он это делает это, мой привычный окружающий мир начал размываться, колебаться, растворяться… И сквозь него стали проступать мягкие и в то же время яркие черты чего-то нового, одновременно очень узнаваемого…

История про старого раввина

Раввин всегда ходил по городу в старом черном плаще, и обе руки он держал в карманах.

Однажды кто-то его спросил:

— Ребе, почему у вас всегда руки в карманах?

Он сказал: Это моя практика. Я медитирую на две записки, которые лежат у меня в карманах. И его спросили: а что там написано?

— На первой записке написано: Я — вселенная. Я — все. Я божественен. И от любого моего дыхания, намерения, поступка, зависят жизни тысяч и миллионов живущих на земле существ.

— А что на другой?

— А на другой написано — я всего лишь пылинка, живущая пару мгновений. Пепел к пеплу, пыль к пыли.

— Но ребе, почему ты держишь обе?

— Потому что я думаю, что важно обладать мудростью знать, в какой момент времени какую из них вспоминать…

Каждое говно может быть начальником

Во время сотворения мира собрались внутренние органы и стали спорить: кто будет начальником?

И сказал мозг: 

— Я – тот, кто должен быть начальником, потому что я руковожу работой всех внутренних органов!

Возразили глаза:

— Мы должны руководить, потому что мы указываем путь всем в этом мире!

Сердце говорит:

— Если уж так, то мне полагается быть начальником – я распределяю кровь, дающую всем органам возможность функционировать!

Желудок:

— Я должен быть начальником, потому что я кормлю всех!

Ноги сказали:

— Мы должны быть начальником, потому что мы носим всех!

Вдруг встает говно и говорит: 

— Только я по праву должно быть начальником.

Все органы взорвались от смеха… А говно сказало:: 

— Поживем — увидим! я буду начальником! 

И говно отказалось выходить 5 дней. Все тело изнывало от боли! Глаза вылезли из орбит. Сердце в предынфарктном состоянии. Желудок разрывается. Ноги дрожат. И тогда все закричали:

— Пусть говно будет начальником!!!

И вот с тех пор… Каждое говно может быть начальником!

О просветлении

Один ученик из круга мастера Джонайда своими медитациями или заслугами достиг того, что каждую ночь к нему стали приходить некие сияющие существа и возносить его в прекрасное место, которое казалось ему раем. Там было множество тонких кушаний и льющейся прохладной воды. Ночь напролет он наслаждался в этом раю и только под утро возвращался в свой дом. Он стал считать, что достиг высокой степени совершенства и перестал посещать занятия мастера «для менее продвинутых учеников». В какой-то момент мастер Джонайд сам пришел к нему домой, чтобы спросить, в чем дело. Тот рассказал учителю о том, что каждую ночь возносится в рай и, таким образом, считает свое развитие законченным. Джонайд покачал головой и направился к выходу, но перед уходом сказал: «В следующий раз, когда ты попадешь туда, на всякий случай прочти три раза молитву «Нет силы и власти, кроме как у Аллаха, Всевышнею и Всемогущею».

Эта строка из Корана считается мощным заклинанием против всякой лжи и иллюзии. Ученик знал об этом. Не придавая словам учителя большого внимания, он спокойно дождался ночи, когда за ним опять явились сияющие существа, и он опять попал на гору наслаждений. В какой-то момент, однако же, он вспомнил о словах Джонайда и, действительно, трижды прочитал «Нет силы и власти, кроме как у Аллаха, Всевышнего и Всемогущею». В мгновение ока существа бросились врассыпную, свет погас, и он обнаружил себя сидящим на горе нечистот в окружении костей и черепов.

Пристыженный, он вернулся к занятиям в кругу Джонайда, который никогда об этом больше не упоминал.

Рельсы не в ту сторону

А вот раз в Туркмении была история — трамвай ездил по кольцу, но как оказалось, всё время не в ту сторону. Его перевернули, а ничего не изменилось. Оказалось, рельсы не в том направлении были уложены.

Глазами Будды

История из книги Берни Глассмана «Свидетельствование»

Я знал одного корейского буддийского монаха, который долгие годы работал с умственно-отсталыми подростками. Вместе они построили храм в Корее и он посвятил их в буддийские монахи. Люди считали его сумасшедшим. Что значит посвятить отсталых в монахи? Что он им давал? Он ответил, что не давал им ничего, ибо давать им было нечего, все они были Буддами, просветленными существами. А потом добавил: “Глазами Будды мы все отсталые”. 

Неожиданный поворот

В Японии враждовали два монастыря, и вражда эта тянулась веками.

Священники были такими непримиримыми врагами, что даже не желали смотреть друг на друга. Встретившись на дороге, они всегда отворачивались.

Встретившись на дороге, они сразу замолкали; столетиями представители этих монастырей не общались друг с другом.

У обоих священников были мальчики, исполнявшие небольшие поручения. Церковники опасались, что дети, в конце концов, начнут дружить.

Один священник поучал мальчика:

— Помни, что они наши враги. Никогда не разговаривай с мальчиком из того монастыря.

Это опасные люди, бойся их как болезни, как чумы. Избегай их.

Любознательный паренек всегда скучал во время длинных проповедей, он их не понимал. Зачитывались странные писания, а он не понимал их язык. Обсуждались великие, глобальные проблемы. А поиграть-то было не с кем, не с кем было даже поговорить.

И, когда ему запретили общаться с мальчиком из другого храма, он испытал большой соблазн.

Именно так возникают соблазны.

В тот день он не мог не заговорить. Встретившись на дороге с мальчиком из враждебного монастыря, он спросил:

— Куда идешь?

У второго мальчика был философский ум, он стал философом, слушая мудрые разговоры.

— Иду? Никто не приходит и не уходит! Это все ветер, и я не знаю, куда он несет меня.

Часто учитель рассказывал, что Будда живет как опавший лист: он летит туда, куда дует ветер. Поэтому он ответил:

— Я никуда не иду! Нет субъекта действия. Как я могу идти? Что за чепуху ты говоришь? Я — опавший лист. Куда ветер подует, туда лист и летит.

Его собеседник потерял дар речи. Он не знал, что ответить. Он не нашел, что ответить.

Он очень смутился, ему было стыдно, он также понял, что учитель был прав: «Нельзя разговаривать с этими людьми, они опасны! Что это за разговор? Я задал простой вопрос: «Куда идешь?» Я даже знал, куда он шел, мы оба шли на базар за овощами. Ведь он мог мне просто не ответить».

Вернувшись, мальчик сказал учителю:

— Учитель, я виноват, прости меня. Я нарушил твой запрет. Мне просто стало интересно. Я в первый раз заговорил с одним из этих опасных людей. Я задал всего лишь простой вопрос: «Куда идешь?», а он стал как-то странно отвечать: «Никто не приходит, никто не уходит. Кто приходит? Кто уходит? Я — абсолютная пустота. Всего лишь опавший лист на ветру. Куда ветер подует, туда лист и летит.»

Учитель ответил:

— Я же тебя предупреждал… Так вот, завтра на том же месте спроси его: «Куда ты идешь?» Когда он начнет тебе отвечать, просто скажи: «Это правда. Да, ты — опавший лист, и я тоже. Но, когда ветер не дует, куда ты идешь? Куда ты сможешь направиться?»

Просто скажи ему это: его необходимо сбить с толку, его нужно победить. Мы всегда с ними спорили, и этим людям еще ни разу не удавалось побеждать нас в споре.

Так должно быть и на этот раз.

Мальчик встал рано, перед выходом он заучивал свой ответ, повторяя его много раз. Он стал там, где оппонент обычно переходил дорогу, постоянно повторяя заученную фразу. Увидев соперника, он сказал себе: «Ну сейчас я ему задам!» Он спросил прошедшего: «Куда идешь?», надеясь услышать вчерашний ответ…

Но мальчик ответил: «Туда, куда ноги несут меня…»

Он даже не вспомнил о ветре! Он не говорил о пустоте! Он не говорил об отсутствии субъекта действия! Что же делать? В эту минуту заготовленный ответ казался абсурдным. Говорить о ветре было неуместно.

Он снова пал духом, ему стало очень стыдно от своей глупости: «Он действительно говорит загадками, как сейчас: «Туда, куда ноги несут меня…»»

Мальчик вернулся к учителю.

Учитель сказал: «Я приказывал тебе не разговаривать с этими людьми, они опасны! Мы знаем об этом сотни лет.»

Но что-то нужно предпринять… Завтра спроси его снова: «Куда идешь?», а когда он ответит: «Туда, куда ноги несут меня…», скажи ему: «А если бы у тебя не было ног, что тогда?..»

Так или иначе, мы должны победить!»

— Куда идешь? — спросил на другой день мальчик.

— Иду на базар за овощами…

История о стрельбе из лука

Состязались некогда в искусстве стрельбы из лука два просветленных монаха. Первый ухитрялся попадать в цель десятью стрелами подряд, при этом на предплечьях его стояли наполненные водой чаши и из них не проливалось ни капли… 

Второй же, посмотрев на это, сказал: «Неплохо», после чего забрался на камень, находящийся на краю глубокой пропасти, и повернулся так, чтобы пятки его повисли над бездной… И позвал соперника: «Встань со мной рядом!» 

Но тот отказался и в страхе упал наземь…

Дзенская притча о старухе в чайном магазине

Мастер Хакуин имел обыкновение говорить своим ученикам о старухе, державшей неподалёку чайный магазинчик. Он всячески хвалил и подчёркивал её глубокое понимание дзен. 

И, как правило, ученики, заинтригованные его рассказом, вскоре шли в магазин посмотреть на старуху.

Когда бы старуха ни встречала посетителей, она сразу могла сказать, пришли ли они к ней попить чаю или же увидеть её понимание дзэн.

В первом случае она любезно поила их чаем, а во втором она таинственным шёпотом просила пройти за ширму. Как только они заходили туда, она со всей силы била их кочергой. Девять из десяти не могли избежать её ударов.

Возможно, пришло время исцелиться на глубинном уровне…

Обретение глубокой внутренней целостности.

Получите доступ к вашим глубинным ресурсам. Превратите препятствия и негативные эмоции в силу и великолепные дары. Что изменится в вашей жизни, если будете в большем контакте со своей сущностью?

Индийская притча о выборе

Провинился как-то сапожник Санжай и был призван к судье.

Судья рассмотрел вину Санжая и предложил тому наказания на выбор: сьесть 100 луковиц или получить 100 ударов тапочками по спине.

Подумал Санжай и выбрал — кушать лук.

Но, съев 10 луковиц, почувствовал такую неприязнь к луку, что… попросил другое наказание — 100 ударов тапочками.

Но, получив десять болезненных ударов, взмолился: лучше буду кушать лук.

Так повторялось до конца экзекуции.

И оказалось, что в результате сапожник Санжай съел 100 луковиц и получил 90 ударов тапочками…

Кем я еще мог стать?

Жили два брата. Один брат был успешным человеком, достигшим известности своими благими делами. Другой брат был убийцей.

Перед судом над вторым братом группа журналистов обступила его, и один задал вопрос:

— Как получилось, что вы стали преступником?

— У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать?

В это время несколько журналистов обступили первого брата, и один спросил:

— Вы известны своими достижениями; как получилось, что вы добились всего этого?

— У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать?

Выстругать человека

Глупый и ленивый великан, встретившись с мудрым и трудолюбивым карликом, стал над ним издеваться: «Ты так умён и умел, малыш; почему ты не можешь ничего придумать, чтобы хотя б на вершок увеличить свой рост?» — «Мне не нужно лишнего, — ответил карлик. — Ведь если из тебя выстругать настоящего человека, то он, может быть, окажется и поменьше меня».

Достижение

Один человек после четырнадцатилетней тяжёлой аскетической жизни приобрёл способность ходить по воде как посуху. Несказанно обрадованный этим, он прибежал к своему наставнику и сообщил ему об этом.

Учитель ответил ему:

— Бедный человек, ты потратил четырнадцать лет тяжкого труда на то, за что перевозчику платят несколько монет.

История Милтона Эриксона

Один из студентов Эриксона, назовём его Джон, был так восхищен и очарован гипнозом, что захотел выучить о нём всё, что есть. Эриксон посоветовал Джону обращать пристальное внимание, быть очень внимательным к людям вокруг него.

Джон учился в институте, и однажды профессор спросил его: «Джон, как ты собираешься сдать зачет?» А Джон ответил: «Я напишу его очень хорошо, профессор, потому что у вас только 10 вопросов, и они такие…» И Джон перечислил названия всех десяти вопросов.

Профессор, который был в шоке, сказал: «Джон, ты явно залезал в мой стол, потому что ты не только знаешь названия вопросов, но ты также знаешь, в каком порядке они расположены. Мы идем к декану». 

Он отвел Джона к декану, и декан спросил: «Джон, ты сжульничал?»

А Джон ответил: «Нет, и я могу это доказать. Пожалуйста, пошлите кого-нибудь в мою комнату, чтобы принести мою тетрадь». И они послали другого студента в комнату Джона, чтобы тот принес его тетрадь. Когда студент принес ее, они открыли тетрадь и увидели, что конспекты Джона были чрезвычайно хорошими.

Около каких-то записей он поставил одну звёздочку, около других он поставил 2 звездочки, около каких-то поставил 3, около каких-то — 4… или 5, около других — 6, но только около некоторых Джон поставил 7 звездочек, и они не были расставлены по порядку 1, 2, 3, 4, 5. 

Нет-нет. Первая была 6, вторая была 1, третья была 4 и так далее.

И Джон сказал: «Вы знаете, многое можно сказать, если обращать пристальное внимание на то, что профессор говорит, потому что у всех преподавателей есть свои собственные идеи по поводу того, что они любят, и что они не любят». И еще он сказал: «Все, что я делал, это обращал пристальное внимание на профессора, и внимательно слушал тон его голоса, и смотрел на него».

В кабинете декана профессор сказал: «Джон, раз ты знаешь все 10 вопросов и порядок, в котором они идут, я верю, что ты знаешь ответы». А декан сказал: «Я собираюсь порекомендовать, чтобы тебе поставили «5» за этот курс».

Эриксон сказал, что Джон получил пятерки по всем курсам, потому что он знал, как обращать внимание на всё.

Мёртвые трупы и живые трупы

Однажды Дуджом Ринпоче он со своей женой ехал на автомобиле по Франции, любуясь по пути живописными видами сельской местности. Они проезжали мимо кладбища, украшенного цветами, со свежеокрашенной оградой. Жена Дуджома Ринноче сказала: «Ринпоче, посмотри, как прибрано и чисто все на Западе. Даже места, где они хоронят трупы, безупречны. На Востоке даже дома, где живут люди, далеко не так чисты».

«А, да, – ответил он, – это правда; это очень цивилизованная страна. У них такие замечательные жилища для мертвых трупов. Но разве ты не заметила, какие замечательные у них жилища и для живых трупов?»

Всякий раз, когда я вспоминаю этот случай, я думаю о том, насколько пустой и тщетной может быть жизнь, когда она основывается на ложной вере в длительность и постоянство.

Зелёная дверь

Есть рассказ про одного человека, который в детстве, гуляя по улице, вдруг увидел стену и в ней зелёную дверь («Дверь в стене» — рассказ Герберта Уэллса). Он открыл её, она легко поддалась, он вошёл и увидел сад, прекрасный сад, какой он ещё никогда за свои малые годы не видел; там росли дивные цветы, играли чудесные звери, пели необыкновенные птицы, и женщины необыкновенной доброты приветствовали его. И, как во сне, он ушёл оттуда — ему так не хотелось уходить из этого чудесного сада, и женщины-хранительницы сада ему сказали: «Когда-нибудь ты к нам вернёшься — но только, если захочешь». 

И вот много-много лет спустя, когда был он уже студентом и ехал по этой улице, внезапно он увидел эту стену, давно забытую, и зелёную эту калитку. Он хотел крикнуть шофёру: «Остановись!» — а потом подумал: «Я опоздаю на экзамен, опоздаю в институт», — и поехал дальше, думая так: «Я вернусь, а потом уже в эту калитку постучу». Но когда он возвращался, он не увидел этой двери: стояли дома, была стена, а никакой калитки не было. 

И так бывало несколько раз в его жизни: когда он куда-то торопился по своим делам, внезапно перед его глазами возникала стена и таинственная зелёная калитка в чудесный сад. И он говорил себе: «Вот оно! Но сейчас мне некогда, сейчас я должен торопиться, на обратном пути», — но обратного пути не было. 

И когда он стал стар, вдруг понял, что напрасно он спешил, что всё это было пустое, что он гонялся за призраком, а главное счастье в жизни пропустил. И тогда он вышел ночью, полный отчаяния, и стал бродить по той улице, надеясь, что увидит эту стену, и эту калитку. А утром нашли его мёртвым, упавшим в темноте, провалившимся в яму. 

Сопромат не наебешь

Один батюшка строил церковь. И всё бы хорошо, но колокольня всё время падала. Построят — упадёт. Снова построят — снова упадёт. И вот явился к батюшке ангел божий и изрёк: «Вмуруй жену свою в фундамент и в веках простоит Храм твой». Жену юную батюшка очень любил, но Господа тоже любил. И храм строить нужно. Погоревал, поплакал, попрощался с женой (а она была барышня богобоязненная, надо так надо) и таки замуровал. А колокольня все равно упала. Потому что сопромат не наебёшь.

Истории из книги Алехандро Ходоровски «Сокровище тени»

Зная, что он рожден произвести на свет бабочку, червяк — пока его сородичи трудились, заворачиваясь в плотные коконы — стал подпрыгивать как можно выше, рассчитывая обзавестись крыльями без особых усилий.


Будда, в присутствии почтительных учеников, проповедовал, опираясь ногами на спящего тигра. Вскоре зверь открыл глаза. Тогда Будда, будучи всего лишь видением хищника, исчез. Плотоядный тигр пожрал всех монахов.


Как только он научился пользоваться разумом — умея еще разве что есть да спать — он начал не переставая рыться в архивах. Он знал, что его предки потеряли документ, где объяснялся смысл жизни. И умер, не найдя документа и не изведав жизни.


Пробираясь по лесу, он наткнулся на спящего льва. Рухнув перед зверем на колени, он забормотал:

«Не ешь меня, прошу». Тот продолжал храпеть. Человек повысил голос: «Не ешь меня, прошуууу». Лев не откликнулся. Дрожа, человек раздвинул его челюсти и приблизил свое лицо к звериным клыкам, чтобы вновь прокричать свою просьбу. Бесполезно. Животное не просыпалось. В истерике он стал пинать льва в зад: «Не ешь меня! Не ешь меня! Не ешь меня!». Лев пробудился, бросился на него и стал в бешенстве пожирать. Человек застонал: «О моя злая участь!»


Двадцать восемь дней она носила во влагалище потрет отца и извлекла его, лишь когда начались месячные. Свернутый в трубку портрет напоминал красную сигару. Она отослала его матери с запиской из трех слов: «Возвращаю его тебе».

История о практике

Есть старая шутка про одного человека, заблудившегося в цент­ре города. Этот человек попал в незнакомое место и никак не мог сориентироватtopься. Наконец, он видит, что ему навстречу идет му­зыкант со скрипкой в футляре.

Заблудившийся обращается к скри­пачу и говорит: «Простите, сэр, я заблудился. Я тут первый раз и никак не могу найти дорогу. Не могли бы вы мне подсказать, сэр, как попасть в концертный зал?» 

А скрипач отвечает: «Практика, практика и еще раз практика».

Ричард Бэндлер учит трансовым феноменам 

Ричард Бэндлер описывал один из смешных случаев — чувак никак не мог научиться испытывать трансовые феномены… Однажды, когда этот парень задумался об обложке книги и вошел в транс, тот заметил, и сходу приказал ему глаза закрыть. И картинку перед ним, обложку будущей книги, над которой они работали, убрал под стол.

А чуваку сказал, что когда он откроет глаза, он больше не сможет ее видеть. Так и вышло!

А потом сказал закрыть глаза, а когда откроет, он ее увидит снова, и положил ее обратно на стол. Так оно и случилось. 

Чувак был в восторге! Радости его не было предела. И с того дня все феномены заработали как надо, он не только стал способен к продуктивному трансу, но и вне транса некоторые чудеса с людьми стал творить.

История о внимании

Однажды из народа обратился к учителю дзэн Иккю:

— Учитель напишите мне, пожалуйста, несколько изречений великой мудрости.

Иккю сразу же взял кисточку и написал слово «внимание».

— Это всё? — спросил тот человек. — И вы не добавите что-нибудь ещё?

Иккю написал тогда два раза подряд: «внимание, внимание».

— Ей-богу, — произнёс тот человек с заметным раздражением, — я не вижу особой глубины или остроты в том, что вы написали.

Тогда Иккю написал то же слово трижды подряд:

«Внимание! Внимание! Внимание!»

Почти в гневе человек потребовал объяснить?

— Что всё-таки означает слово «внимание»?

На что Иккю мягко ответил:

— Внимание означает внимание.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях!

Перемены к лучшему уже рядом! Чтобы записаться на консультацию, оставьте свои контакты, и мы с вами свяжемся в ближайшее время.
Консультация