Центрирование в генеративном подходе: диссоциация и полярности

Константин Пухов

Константин Пухов

Гипнотерапевт, сертифицированный тренер НЛП международного уровня, эксперт по генеративному трансу и генеративному коучингу

Тема центра и центрирования — возможно, центральный 🙂 аспект генеративного транса и генеративного коучинга. Она многогранна и сочетает в себе понятия, практики и эффекты, в которые можно углубляться бесконечно. В этот раз поговорим о важности владения навыком диссоциации, как необходимой составляющей генеративности, а также о необходимости проживания противоположного опыта в реальной жизни, а не только в генеративных упражнениях.

Диссоциация

Изучающие генеративный подход слово «диссоциация» иногда воспринимают как нечто негативное и неуместное в генеративных практиках. Отчасти это связано с тем, что тренеры и психологи порой упоминают диссоциацию как один из способов, которым клиенты поддерживают проблемные состояния. Но как и любой навык, диссоциация становится проблемой, когда проявляется в неуместном контексте или используется привычным клиенту проблемным способом.

Между тем, диссоциация от привычного состояния сознания — это необходимый навык для возникновения состояния транса. А транс — это то самое состояние, в котором и возможно переобучение, творчество и создание новых карт реальности.

Поэтому генеративные практики часто с удивлением обнаруживают, насколько важным для центрирования является навык диссоциации. И он действительно является столь же необходимым, как и навык ассоциированного проживания опыта. А без центрирования генеративных практик просто не существует.

Вы, конечно, помните эту мантру: "И то... и другое... и намного, намного больше... чем и то и другое одновременно...".  Уже из самого текста очевидно, что перед тем как получить доступ к  "намного-намного большему", нам нужно научиться проживать отдельно сначала "то", потом "другое", а затем исследовать связи между ними и раскрыть в пространстве больших возможностей. 

Таким образом, для того чтобы получать контакт с большим пространством опыта, мы сначала должны научиться разделять и проживать обособленно противоположные состояния.

А чтобы научиться различать эти состояния и проживать их изолированно, необходимо иметь развитый навык диссоциации. Диссоциация здесь есть необходимый шаг и часть умения творческой дифференциации: «быть с этим… не становясь этим».

Важность полярностей

Хорошо помнить, что…

Растяжка доступа к противоположностям — основа для творческой созидательности!

Джон Гриндер, один из создателей НЛП, говаривал: «мы все любим сходство, но учимся на различиях… и опыте«.

Я считаю, что проживание полярностей — это очень важная часть центрирования и всего того, что оно помогает начинать открывать как возможное, и созидать… Безусловно, проживание такого опыта — одна из предпосылок настоящей генеративности, которая «рождается в диалоге и танце противоположностей».

Можно с уверенностью сказать, что если мы хотим обретать мужество, нам абсолютно необходимо иметь хороший контакт со страхом. Также, проживая поочередно и раздельно ощущение связи со своим предназначением, а потом состояние абсолютной бессмысленности всего сущего, мы через последующую интеграцию обретаем большую свободу. Отпускаем старые и обнаруживаем новые смыслы выражать себя в мире.

А является ли необходимым проживание опыта противоположностей в реальной жизни в реальном поведении, или может быть достаточно моделирования такого проживания, например в трансе?

Вопрос из сообщества

Можно и так, и так… Недаром и в курсе генеративного транса, и в терапии, и в коучинге есть много практик, создающих и поддерживающих такое обучение. Много такой работы делается и на обучающих курсах по генеративному подходу.

Но! Стивен Гиллиген часто говорит: «не обольщайтесь, то что вы прожили в упражнении или демонстрации — это лишь демо-версия возможного для вас. А основная работа происходит в реальной жизни, и иногда поработать придется немало».

Почему так необходим реальный опыт проживания с настоящей обратной связью? Если в трансе нам так или иначе доступна вся привычная модель нашего реагирования? Все дело в ширине и глубине транса, или дело в наборе убеждений, которые затрудняют встраивание этого опыта без физического проживания?

Вопрос из сообщества

Отчасти коллеги уже отметили какие-то значимые моменты: важна реальная обратная связь (в отличии от ожидаемой, в соответствии с нашими привычными картами реальности). Влияют также и наши личные ограничения нервной системы, возможности и навыки интеграции опыта. И наверняка есть много других моментов, которые в этом участвуют.

В этой связи я бы отметил, что когда есть уже немного жизненного опыта и вы старше десяти лет, можно интуитивно искать подсказки, в каких случаях достаточно практики виртуального трансового проживания опыта, а когда его необходимо прожить поведенчески и социально… Об этом часто говорит и Джудит Делозье:

Да, вы сейчас в упражнении ощутили новую идентичность, роль, а теперь придется поработать в реальности — дорастить себя, навыки, привычки 🙂

Джудит Делозье

На заметку

Транс — это хорошо, но если мы подменяем им реализованный опыт, это создает много ловушек и возможностей для самообмана.
Это прекрасно видно на примере как буддистов, так и некоторых клиентов, создающих свои симптомы трансовыми методами, полагаю вы в курсе насколько талантливо они это порой делают 🙂

И вновь напомню слова Джудит о работе «доращивания», требующей времени… Например, если вас назначили менеджером в новую область деятельности, нужно время, чтобы приобрести соответствующий комплекс знаний и компетенций, чтобы быть эффективным и полезным на новом месте. Пятнадцать минут транса могут помочь, но не заменят пару-тройку лет жизни и работы.

Три уровня сознания

Можно ли считать центрированием сначала полную зависимость от чего-то, а потом полный отказ от этого? Или следующим шагом может  стать осознанный выбор? Таким образом центрируясь в том, что создает этот выбор? Является ли полное проживание противоположностей в течение некоторого времени необходимым в реальной жизни?

Вопрос из сообщества генеративных практиков

Вспомним три уровня развития сознания:

  • Недифференцированное единство (слияние, первый уровень)
  • Диссоциированная разобщенность (разделение, второй уровень)
  • Дифференцированная целостность (быть с этим, не становясь этим, трансценденция)

Дифференцированная целостность, как третий уровень развития сознания, в отличие от первых двух, развивается и создается через этапы диссоциации и последующей интеграции. Ведь любая ассоциация с чем-то — это диссоциация от чего-то другого, включая противоположность.

Поэтому сначала через диссоциацию мы нарабатываем изолированный опыт проживания чего-либо, поведенческого и когнитивного. И только потом интегрируем их, не теряя различия между ними, а выходя за них вглубь и вширь, растем и расширяемся за пределы того и другого.

Диссоциация является предпосылкой к возможности исследовать и изучать мир во всем спектре навыков и возможностей, создавать и выбирать позиции между крайностями опыта, открывая то, чего еще никогда не существовало.

И в хороших практиках это происходит в пространстве генеративности, поля творчества, учитывая контекстуальную уместность.

Конечно, об этом часто говорят на разных тренингах личностного роста, и диссоциация является необходимым для этого навыком. При этом диссоциация может принимать и форму абсолютной концентрации, и вовлеченности. Это процесс питания и роста нашего Разума.

Я более двадцати лет преподавал японское фехтование, из которого исторически концепция центрирования позже попала в айкидо, откуда пришла и к Стивену Гиллигену. Поэтому могу вас уверить, что быть действительно центрированным невозможно без сильного навыка диссоциации.

В юности я, как и Роберт Дилтс, был таким дигиталом, что некоторым моим товарищам или клиентам даже в страшном сне не приснится. А дигиталам присущ талант диссоциации. И мне всегда очень нравились слова Фрэнка Пьюселика, который говаривал: «Дигиталы — это спрятавшиеся кинестетики».

Сама тема центрирования слишком многогранна, чтобы ее описать в одной статье, и я еще затрону ее в других материалах. А пока просто отмечу, что иногда коллеги по генеративному подходу путают свою интерпретацию центрирования с тем, о чем на самом деле говорит Стивен, с тем комплексом навыков, которые он предлагает развивать. И одна из важнейших частей этого комплекса навыков — доступ к полярностям через диссоциацию.

Хорошо напоминать себе, что…

Мы, коучи и терапевты, создаём свою конструкцию реальности теми же механизмами что и клиенты, только чуть более ловко, гибко и адаптивно… ну… если повезет 🙂

Изучать, практиковать и работать с людьми в генеративном подходе — это решение, достойное уважения и поддержки. И, как говорила Энн Энтус на нашем мастерском курсе, когда я тупил на демонстрации: «Бог не дает принять решение сделать выбор, не наделив всеми необходимыми ресурсами и способностями, чтобы учиться идти по пути который мы выбираем!».

И вы знаете, в тот раз на мне эта шутка сработала, и я был удивлен тем,  что произошло в той демонстрации из рамки этого убеждения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях! 👍

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

Обучение по теме

Практическая группа

Регулярные занятия для отработки навыков и понимания генеративного подхода Стивена Гиллигена, Роберта Дилтса и Джудит Делозье. Открытое сообщество для новичков и профессионалов.

21-26 августа

Курс

Самый современный взгляд на транс и гипноз. Уникальное целостное восприятие сознания и бессознательного. Генеративный транс соединяет глубокую трансовую работу и когнитивные подходы к изменениям.

4-9 сентября

Курс

Тренинг, соединяющий наработки генеративного транса Стивена Гиллигена и трансформационное видение Роберта Дилтса. Один из самых эффективных на сегодня методов работы с клиентами и личной трансформации.

Scroll to Top