Мы рады, что вам нравится наш контент!

Архетипы перехода Кэрол Пирсон

Picture of Дмитрий Сычев

Дмитрий Сычев

Автор курса провокативной терапии. Консультирует клиентов, ведет трансформационные тренинги и супервизии для психологов. Переводит на русский качественные книги для агентов перемен.

Герои отправляются в путешествия, сражаются с драконами и открывают сокровище своей истинной сущности

Кэрол Пирсон

Каждый из нас проходит множество важных событий на пути жизни. Одни из них становятся моментами триумфа и удачи, другие — испытаниями и даже потрясениями. Зачастую такие события становятся становятся развилками, где мы делаем важные выборы на жизненном пути.

Концепция архетипов перехода тесно связана с понятием «Путешествие героя». Это концепция эволюции, усложнения личного мифа, которую развивал Джозеф Кэмпбэлл и другие исследователи. Она подразумевает несколько этапов, через которые проходит герой (или сознание человека) в процессе самоактуализации и раскрытия своего потенциала.

Каждый такой этап жизни или психологического развития становится моментом перехода, и его успешное преодоление трансформирует человека и обогащает его опыт. 

Что такое моменты перехода

Это стадии, когда наша жизнь встречается с переменами. Когда один этап жизни сменяется другим. 

Они могут начинаться как изнутри, когда мы сами решаем поменять свою жизнь, так и снаружи, когда возникают события, которые точно приведут к переменам. Моменты перехода это всегда или приглашение в путешествие, или очередной этап большого Путешествия Героя.

Такие события иногда называют «identity-level events», или события уровня идентичности.

Так как они затрагивают само «Я» человека

К ним можно отнести любые значимые жизненные события, которые так или иначе меняют отношение человека к жизни, к себе и к другим людям:

  • Появление ребенка или известия о беременности
  • Смерть кого-то из близких
  • Смена места работы или увольнение
  • Большой успех в делах
  • Счастливый случай, выигрыш в лотерею или наоборот, серьезная неудача 
  • Тяжелая болезнь, угроза жизни или травма
  • Появление или прекращение близких отношений
  • Свадьба или развод 
  • Выход на пенсию
  • Моменты, когда дети взрослые дети покидают дом

Наибольшее напряжение и проблемы вызывают те моменты, когда разрушаются привычные убеждения, представления о себе и о мире. Устаревшие карты реальности больше не работают, привычки и схемы поведения неэффективны. Это коллапс старой системы. Старого больше нет, нового — еще нет.

Иногда люди даже говорят такой метафорой — «мой мир рухнул».

Хорошо что рухнул только мир, остальное поправимо

Можно с уверенностью предположить, что именно в такие моменты жизни человека будут проявляться или обостряться психологические и физические симптомы. Так как такие события могут вызывать множество сильных эмоций, влияющих на психику и тело, требуют мобилизации ресурсов.

Поведение людей в сложных ситуациях часто описывается некоторой комбинацией стрессовых реакций «бей-беги-замри-сдайся», но это слишком общее описание, и оно не всегда удобно в применении к конкретному поведению. Именно здесь на помощь приходит образный язык архетипов.

Архетипы перехода

Или наши отношения с драконом…

Кэрол Пирсон в своих работах, связанных с архетипами, в частности «The Hero Within» — «Герой внутри», описывает несколько характерных для людей стратегий реагирования на такие внезапные или трудные события, называя их архетипами перехода. 

Проблему же метафорически мы будем называть «драконом». Чтобы проиллюстрировать, что зачастую вызовы, вторгающиеся в жизнь людей воспринимаются ими как нечто невероятно огромное, таинственное, неизвестное, пугающее, потенциально опасное и разрушительное.

Разные люди реагируют по-разному на такие трудные ситуации, то есть на появление в их жизни драконов. Кто-то будет отрицать само их существование, кто-то попытается сделать вид, что его не видит, кто-то будет сражаться, кто-то искать обходные пути. 

Эти реакции формируют несколько основных принципов отношений с жизненными вызовами, которые удобно описать с точки зрения персонифицированных архетипов, чтобы дать этому более образное и яркое выражение, связь с эмоциональной сферой.

Кэрол Пирсон говорит о шести архетипических способах реагировать на трудные жизненные ситуации, моменты перехода между идентичностями. Поэтому иногда их называют «архетипы трансформации» или «архетипы перехода». Они символизируют различные стадии наших отношений с таинственным и опасным драконом.

Перечислим шесть базовых архетипов перехода.

  • Невинный не знает о существовании дракона
  • Сироте дракон угрожает и лишает покоя 
  • Мученик страдает от действий дракона
  • Странник бежит от дракона
  • Воин сражается с драконом
  • Маг танцует с драконом, и обнаруживает, что он и есть дракон

Почему они называются архетипами перехода

  1. Символизм перемен: Эти архетипы представляют собой стадии или моменты перехода между этапами жизни. Каждый из них символизирует шаг или изменение на пути трансформации, внутреннего роста или обретения новой идентичности. Их существование является напоминанием и свидетельством того, что перемены — это естественная часть жизненного цикла.
  2. Универсальность: Как и архетипы в психологии Юнга, архетипы перехода универсальны, то есть они не специфичны для какой-то конкретной ситуации или контекста. Они присутствуют в разных культурах и эпохах. Люди из совершенно разных слоёв общества и культур проходят через схожие стадии изменений. Архетипы Пирсон помогают описать этот надличностный процесс.
  3. Этапы внешней и внутренней жизни человека: Эти архетипы отражают изменения не только на уровне жизненной ситуации, но и на уровне развития сознания. Переходы могут быть связаны с внутренней эволюцией — например, кризис среднего возраста, духовный поиск или взросление — или с внешними изменениями, такими как смена работы, переезд, потери и обретения.

Рассмотрим каждый из них более подробно и опишем их основные качества, надежды и страхи.

Невинный

Невинный не знает о существовании дракона.

Этот архетип мы проживаем, пока даже не задумываемся, что в какой-то области жизни есть и сложности, и кризисы, и испытания. Человек в архетипе невинного живет, не думая ни о страхе, ни о проблемах, ни о вызовах, связанных с какой-то темой жизни. 

Это прекрасный, но очень детский архетип. Жизнь в раю, нет ни вызовов, ни страданий, ни печали. Раньше или позже невинный вынужден будет познакомиться и с другими проявлениями реальности и будет эволюционировать, в том или ином контексте жизни. И то, что это происходит — это нормально, так и должно быть. Ну а пока он быстро вдохновляется и так же быстро сдается при первых трудностях.

Невинный на самом деле не так уж и невинен, поскольку его невежество может дорого обойтись другим людям. Чтобы сохранить «статус кво» невинный может делать весьма разрушительные вещи и ставить палки в колеса тому, что угрожает его фантазиям о мире.

В архетипе невинного воплощается мечта о рае на земле. Он дарит нам блаженное неведение. Иногда оно полезно, но наступает пора узнать…

Сирота

Сирота отрицает существование дракона или полностью в его власти.

Невинность уже не спасает, но что делать… Попробуем закрыть глаза.

Сирота уже проживает последствия того, что дракон существует. Но пока он не готов взглянуть в глаза этой правде. Он стремится к безопасности, но сам ничего не делает, и ждет спасителя. Он ищет ответов и четких объяснений, чтобы просто кто-то сказал, что все будет хорошо. 

Он хотел бы, чтобы все образовалось как-то само по себе, а ему для этого делать ничего не пришлось. И худший страх сироты — что его оставят, бросят или подвергнут насилию… Тогда ведь так легко не получится. Он беспомощен и склонен к отчаянию.

Его вызов — это предоление своей невинности и попытки закрыть глаза, отказа от реальности. Его величайшее искушение — это надежда… 

Мученик

Мученика дракон преследует, он жертвует собой ради спасения других.

Пусть я страдаю, но другие избегут страданий. Возьму всю вину на себя. Иисус терпел, и нам велел.

Мученик заботится о других, жертвуя собой. Это может быть ответственность за других и за систему, а может быть просто сладкое страдание жертвы, которая упивается своей жертвенностью. И в то же время, возвышается надо всеми жалкими людишками, неспособными на такой поступок. Ведь его задача — отдавать, брать-то каждый может.

Все для других, ничего для себя. Это тяжело, но кто-то должен это делать…

При этом, он способен к смирению. Способен оставить бессмысленную борьбу, испить чашу до дна, и обрести дары, которые дает принятие своей судьбы, пусть и не всегда простой. 

К тому времени как он понимает, что его страдания не наделяют его святостью и не особо решают проблему, у него два пути… Если можно сбежать, то стоит попробовать… Хуже уже не будет!

Странник, скиталец

Скиталец пытается избежать взаимодействия с драконом.

Скиталец, странник, беглец. Он знает, что дракон есть. Еще бы, посмотрите что он сделал с другими или с ним самим. Он знает, на что дракон способен. Поэтому он выбирает не встречаться с необходимостью решать проблемы, и бежит от дракона. Меняет место жительства, отношения, страны и религии… По пути он может многого добиться. Но драконы обычно умеют ждать…

Он одиночка. Ценит независимость, и автономность, и в одиночку ищет Истину. Пытается выразить свои идеи неким уникальным способом, и так же он справляется со своими эмоциями — в одиночку. Он вообще готов многим пожертвовать ради независимости. 

Да, независимость — так он предпочитает называть свое избегание. Ведь если он привяжется к кому-то, дракон может подобраться слишком близко… 

Воин

Воин сражается с Драконом в одиночку и в команде.

Солдат ребенка не обидит…

Наступает момент, когда бежать больше некуда, или появляется нечто, что сильнее страха. Смысл, идеал, те, кто нуждается в защите. У воина обострено чувство справедливости. Нет смысла жить в позоре, без самоуважения. А уважает он себя лишь тогда, когда силен эмоционально и физически. 

Поэтому воин решает вопросы через соперничество — вступает в бой, терпит неудачу, зализывает раны, тренируется и вновь атакует, отступает, учится уважать силу Дракона, тренируется и вновь начинает сражение. Выносливый, действует методично и со временем — умело. Он не склонен нападать первым, но при необходимости может бросить вызов тому, кто ведет себя неподобающе или вступить в борьбу за высшие цели и против нарушителей идеалов.

Он может и умеет зажигать других и использовать силу группы, а также энергию веры и смыслов больших систем — отчасти потому, что сам искренне верит во что-то, зажигает людей своей энергией, мотивирует и призывает под свои знамена. Он не боится ответственности, иногда берет ее с избытком, и от этого перенапрягается. При этом сам создает напряжение, чем нереальнее задача, тем ему лучше.

Используя энергию гнева может свернуть горы. И по ходу дела не забывает о спасательстве слабых… 

Он способен переживать сильные потрясения, не разрушаясь, не теряя рассудка. Много внутренней энергии и сниженный болевой порог.

При всей его вере в силу и эффективность, уверенности в победе, страх поражения и недостаток гибкости часто приводит к неэффективности. Он любит трофеи. Он боится потерять свою силу, но не умеет просить помощи, ведь это значит признать свою слабость. Когда он не может проявлять лидерство, начинается внутренний конфликт и домашняя тирания. Если он не реализован, будет тиранить других.

Воин учится конкурировать с собой, и перестать воевать «назло». Ему нужно учиться направлять свою энергию.

Маг

Маг принимает и «трансформирует» дракона, и в конечном счете, сам становится драконом.

Все может случиться, но что бы там ни случилось, я могу с этим быть и влиять на это.

Маг обретает мудрость и интуицию, интуиция для него действительно важна. Он ищет более хитрые способы обойтись с драконом, и вместо того чтобы воевать, учится взаимодействовать с ним такими способами, которые недоступны представителям других архетипов. Иногда про них говорят — «святые безумцы», благодаря этому он обретает большую свободу в отношениях с любыми энергиями.

Это тот, кто встал на путь знаний и мастерства. Маг обретает силу, или, скорее, осознает, что он и есть сила. Через какое-то время он понимает, что дракон — это такая же сила в другой форме. Это его форма взаимодействия с миром привела к «появлению» Дракона. Маг принимает и растворяет дракона в себе. Это уже не дракон, это зеркало его отношений с реальностью. Тогда начинается игра нового уровня — танец трансформации, способность менять реальность, эволюция, взрывное усложнение сознания, выход на более высокий уровень.

Реализованный маг учится и делится знаниями, он и знания становятся единым. Его призвание — быть вкладом, быть пространством трансформации. Он многое прошел, знает многие пути и видит природу явлений. Это произошло через тренировки и практики.

И конечно, искушение такой силой велико. Забывать себя, помня себя — величайшее из искусств. А соединяясь, танцуя, играя с Драконом, он может забыть, кто он, и что важно для него самого. Тогда он становится хитрым манипулятором, циничным и отстраненным от людей и от жизни, пользуясь этой силой в своих интересах. Это может быть опасным для тех, кто взаимодействует с ним. 

Вызов мага — отношения с силой (конкуренцией, своей и чужой силой) и контролем. Некоторые исследователи считают, что принцип взаимодействия мага с Миром — женский, а не мужской. 

Как использовать архетипы перехода

Помните, что никакой архетип не хуже и не лучше другого. Каждый из них воплощает стратегии, характерные для всего человечества. В ком-то они проявлены больше, в ком-то меньше. Но в то же время одни из них более уместны в каких-то жизненных ситуациях, а другие не слишком. Вы можете использовать знания про архетипы, чтобы обнаружить, где и как вы способны научиться решать свои задачи более успешно и изящно. 

Во-первых, полезно бывает посмотреть на те ситуации в жизни, в которых у вас есть сложности, и заметить, какие архетипы в этих ситуациях вы проживаете сейчас. Какими стратегиями вы пользуетесь. Это дает подсказку, какие стратегии других архетипов могли бы пригодиться в данной ситуации, какие качества вам стоило бы развивать в себе.

Во-вторых, вы можете заметить, какие слабые стороны архетипов вы проявляете, в каком из них вы слишком сильно залипаете. Это интересный повод для самоисследования, который обязательно подарит вам подсказки о том, что нуждается во внимании в вашей внутренней жизни.

Понаблюдайте, на кого из них больше всего похоже ваше поведение в значимых для вас контекстах жизни. Уверен, вы обнаружите что-то очень любопытное… И вы можете воспользоваться практикой ниже, чтобы поисследовать и трансформировать ваши отношения с драконом.

Практика «Работа с архетипами перехода»

По методическим материалам тренинга Джудит Делозье «НЛП третьего поколения»

Это упражнение позволяет исследовать ключевые этапы, которые мы проходим в своем развитии. Оно может быть использовано, чтобы отслеживать и успешно проходить сквозь циклы переходов, из которых состоит наша жизнь. Упражнение выстроено вокруг архетипа “дракона”, который символизирует нечто огромное, неизведанное и потенциально опасное.

Некоторыми из распространенных “драконов” на нашем жизненном пути являются такие переживания, как смерть, подростковый возраст, старость, менопауза, смена профессиональной деятельности, выход на пенсию, потери, и другие крупные перемены в жизни. Другие архетипы, участвующие в процессе, символизируют различные стадии наших отношений с загадочным и опасным “драконом”.

  1. Определите “Дракона”. Назовите проблему, связанную с переменой в жизни, через которую вы проходите. Это могут быть ключевые элементы контекста или окружения,например, реакция значимых для вас людей. Это также могут быть проблемные элементы, связанные с обстоятельствами, окружающими переход.
  2. Установите пространственный якорь для Дракона и расположите следующие архетипы по кругу в пространстве вокруг Дракона: 
    • Невинный (не знает, что Дракон существует)
    • Сирота (сокрушен или поглощен Драконом)
    • Мученик (преследуем и мучим Драконом)
    • Странник (избегает Дракона)
    • Воин (сражается с Драконом)
    • Маг (принимает Дракона)
  3. Из состояния объективного восприятия (мета-­‐позиции), определите, в каком из архетипов перехода вы находитесь по отношению к Дракону в настоящий момент (Сироты, Воина и т. д.). Помните, что в некоторых культурах Дракон означает удачу.
  4. Зайдите на место этого архетипа, ассоциируйтесь с ним и исследуйте позу и движения (соматический синтаксис), которые рождаются в этом пространстве.
  5. Начните перемещаться по каждой из оставшихся позиций по кругу в направлении Мага (принятия). В каждой позиции исследуйте позу тела и движения (соматический синтаксис), которые рождаются в этом месте в пространстве. 
  6. Завершите процесс на наиболее подходящей для вас позиции на данном этапе отношений с Драконом. Обратите внимание, что вы можете делать это, обладая полной информацией о дальнейших предстоящих шагах в цикле трансформации.
  7. Вернитесь в метапозицию и проанализируйте то, что вы узнали.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях!

Перемены к лучшему уже рядом! Чтобы записаться на консультацию, оставьте свои контакты, и мы с вами свяжемся в ближайшее время.
Консультация