Мы рады, что вам нравится наш контент!

Намерение и внимание

В работе с людьми, психологии, психотерапии и коучинге часто возникает вопрос: какие аспекты являются важнейшими, ключевыми для изменений? Почему у одних клиентов и терапевтов они происходят, а у других — нет? На этот вопрос есть множество ответов, но сегодня я хотел бы предложить поисследовать важность намерения и внимания.

Тем, кто изучает генеративный подход, знают, что во всех наших упражнениях генеративного транса, генеративного коучинга, в явной или неявной форме, когда работаем для себя и тогда помогаем другим людям, мы действуем, опираясь на два фактора — это намерение и внимание. 

В русском языке эти слова отличаются достаточно понятным для нас образом. В английском же есть интересная игра слов…

Tension, Intention, Attention — Напряжение (заряд), Намерение, Внимание.

Мы сфокусируемся на двух последних аспектах, а вам оставим в качестве упражнения подумать, откуда здесь это «напряжение», и зачем оно вообще нужно…

Может, и двух вполне достаточно?

Намерение

Работая с клиентом, мы хотим помочь человеку выстроить хорошее намерение, поэтому мы говорим про позитивное будущее, про ресурс, про соединенность с собой. И именно из центра, из глубины запрашиваем вопрос — в этой жизни я больше всего хочу что создавать, проживать, чем быть, кем становиться?

Таким образом мы помогаем человеку выстраивать качественные намерения. Ведь намерение — это не всегда цель. Между ними есть разница. Если ваша цель и результаты связаны с вашими глубинными намерениями, вот тогда у вас будет и энергия для ваших целей и результатов, и тогда то, что вы будете делать, даже если это будет тяжелейшая работа, вы будете видеть, какая она осмысленная и это будет вас питать, давать силы и поддержку. 

И это позволит пройти там, где иначе было бы не пройти. Поэтому намерение — это важно. К нему мы внутренне обращаемся.

Внимание

Что такое внимание? Я считаю, что хороший вопрос иногда значительно интереснее правильных ответов. А о том, что такое внимание, можно дать множество ответов. 

Мы хотим научиться замечать своё внимание и уметь его организовывать так, чтобы это привлекало ресурс, чтобы это привлекало наши способности, как впрочем и другие неизвестные нам источники вдохновения. 

Когда-нибудь у вас бывало так, что вдруг какая-то задача обрела своё решение или вдруг какая-то тема обрела ясность, или состояние ”ой, я понял”.
Бывало такое, что случился инсайт, прозрение? 

А откуда они пришли? Вот это интересно. Наверняка вы понимаете,что если человеку задать этот вопрос, он говорит — ну, оттуда…

И вот это “оттуда” нам как раз и интересно. В генеративном коучинге мы учимся тому, чтобы в сложных ситуациях мы могли осознанно перестраивать своё внимание, чтобы открываться этому “оттуда”. Конечно, это не гарантия того, что придет гениальное решение, но мы создаём этому предпосылки. 

Это как взращивание прекрасного сада. Вы не тянете розу за уши, но вы заботитесь о том, чтобы у неё были все шансы проявить себя.

Фовеальное и периферийное внимание

Конечно же, вы знаете, у нас есть фовеальное внимание и периферийное внимание. У нас есть центральный фокус внимания, как правило созданный , контролируемый и управляемый. Если нас что-то заинтересовало, мы можем на этом фокусироваться и мы это осознаем, мы это удерживаем во внимании. Это называют фовеальным вниманием. Но оно узко. Это такой пятачок внимания. 

И у всех у нас есть периферийное внимание, которое тоже может быть либо открытым, либо закрытым, но оно существует. Вы идёте по улице, думаете о чем-то своём, и тут вы остановились, развернулись, вы ещё не знаете почему и только через пару секунд — а, знакомое лицо. Кого-то встретили — привет, привет. 

Это говорит о том, что у вас было открыто периферийное внимание и оно отметило это лицо из сотни и тысячи людей, гуляющих по проспекту. Это делается непроизвольно. Это делается бессознательно. Ваш сознательный разум был на чем-то сфокусирован, но у вас была открыта периферия, вы это заметили, бессознательное привлекло ваше внимание, потому что это для вас имело какую-то ценность. 

Транс и качество внимания

Знаете, иногда, когда человек в стрессе, у него как будто бы шоры на глазах, он идет по улице, он не видит ничего. Машины пролетают за ним или перед ним, он на них вообще не обращает внимания. Это тоже транс. 

Но это не генеративный транс. Внимание схлопнуто. Ничего не вижу, ничего не слышу. Это как раз противоположность того, чего мы хотим. 

Мы хотим, чтобы человек был в рамках состояния высокой продуктивности, сконцентрирован, в том числе на намерениях или на задаче или на контекстах, с которыми он работает. 

Но мы хотим, чтобы его периферийное внимание было открыто, к подсказкам, к намекам, к ресурсам, к каким-то ощущениям в теле, при этом, мы говорили, мы хотим быть присутствующими в теле. Именно такие состояния мы ищем, обучаясь и работая в генеративном трансе.

Мы хотим, чтобы периферия внимания была открыта. Интересно, что с этим связана одна техника, которую используется при работе с травмами. ДПДГ, десенсибилизация быстрыми движениями глаз. 

ДПДГ

Если у человека какой-то большой травматический опыт, и время от времени его там заклинивает и это составляет проблему, можно сделать так. Садитесь напротив, предлагаете человеку взять какое-то описание, картинки, кусочек фильма или хотя бы просто картинка, связанная с травмирующим опытом. 

Если есть какой-то внутренний диалог, если есть какие-то характерные ощущения. Просим человека какое-то время, примерно 45 секунд, описывать это всё в трех тональностях: вижу, слышу, ощущаю. В общем всё, что там присутствует. 

И он описывает всю информацию, описывает все эти моменты. Но не просто так. Например, можно взять карандашик, предложить ему сфокусировать внимание на кончике карандаша, и аккуратно делаете движения этим карандашиком плавные, никуда не торопясь. 

Можно просто вправо, влево. Можно делать восьмерки. И вы просите человека, пока он говорит просто следовать глазами за кончиком карандаша. И вы заметите, он говорит говорит о своём травматическом опыте и в какой-то момент его глаза щелк — и застыли. 

Вы говорите — расслабься, замедлись, дыши, просто продолжай следовать за кончиком карандаша. Человек кивает окей, ладно, вернулся. Опять он следует, следует, говорит при этом про травму, потом оп и опять залип. Карандаш вот, а он где-то. Мы говорим — окей, вернитесь на карандаш. Он — ага. Примерно 45 секунд. Всего 45 секунд!

После чего ему говорят — всё, расслабься, остановись, встряхнись, подыши, пару анекдотов можно рассказать, если хотите, если это ваш стиль работы. И опять. Новый цикл на 45 секунд. Плавные и аккуратные движения карандаша, но он движется не на пятачке, а он плавно движется, расширяя периферию.

Немножко давая глазам человека начать двигаться шире и свободнее по мере того, как он говорит. Но так, чтобы он не утыкался, при этом постепенно движение должно быть амплитудным, но в рамках периферийного зрения. 

Что интересно, опыт показывает, что примерно от 5 до 9 циклов по 45 секунд, достаточно человеку. В какой-то момент, как будто пузырь травмы лопается. Это непредсказуемо, у всех по-разному, но производит такое впечатление. И человек говорит — ой, что-то изменилось. Я не знаю что, но что-то поменялось. Да, это было, да, это опыт далеко не из приятных, но этот опыт в прошлом. 

Очень часто, когда у человека травма, он в этом травматическом трансе залипает прямо сейчас. И у него ощущение, что это происходит всегда. 

Это ужасно, как вы понимаете. После войны, после других травмирующих событий, иногда у человека этот опыт застывает. Такое вечное сейчас. 

Раскрытие периферии, медленные движения глаз в сочетании с диалогом ведут к тому, что этот пузырь внимания расхлопывается. И человек начинает думать об этом в прошлом времени, начинает соотносить это с другими областями жизни и даже если не делать ничего специального, что-то внутри начинает исцеляться, человеку становится легче. Он отпускает, какие-то симптомы уходят. 

Раскрытие периферийного внимания

Боевые искусства

Интересно, что раскрытие внимание необходимо в бою. Казалось бы, опасность, надо быть сосредоточенным, надо быть сфокусированным. Но во всех боевых практиках, где люди действительно добивались искусства, вы услышите одно: не смотри на меч партнера, не смотри в его глаза. Найди, где зафиксировать взгляд на человеке, чаще всего за человеком. Иногда можно зафиксировать в области груди, неважно. 

Открой периферию, смотри всем своим телом, чувствуй всё пространство вокруг, ощущай пространство, ощущай партнера внутри этого пространства вокруг своего восприятия. Переключись на это восприятие всего. 

И вокруг этого суетится твой партнер по мордобою, но это уже второй фокус внимания. 

Да, ты собран, соединен со своим центром, но когда ты соединен со своим центром, открой периферию.

И вот тогда интуиция включается и тогда твои действия становятся сообразными моменту, особенно если мы берем не спорт, если мы берем ситуацию средневековья. Когда мы на поле боя, по колено в грязи, вам рубиться ещё до обеда, как минимум, а вокруг уйма народа, кто свои, кто не свои. 

Вы не можете себе позволить на одном человеке схлопнуться, потому что не заметите, как получите с другой стороны по башке.

Вам надо с одной стороны быть собранным, в центре, присутствовать, быть сконцентрированным в центре и вместе с тем быть открытым всему. И вот тогда начинает течь энергия, начинает происходить танец, и тогда на поле боя вы можете танцевать, как в прекрасном танце, бесконечно. Пока есть не захочется. Поесть — тоже хорошее дело.

Пример из айкидо

Его иногда приводит Стивен Гиллиген. Они занимались в одном из японских залов, в этом японском зале было принято такое упражнение, время от времени они в нем тренировались. Берут студента какого-то, выводят из зала и в зале на четырех стенах висят листочки, на которых есть какие-то иероглифы, вешают эти листочки на 4 стены. 

Потом с закрытыми глазами человека приводят в зал, сажают в центр татами, он знает, как зал устроен, всё нормально, посадили в центре и по команде, когда будет отмашка, трое или четверо будут на него нападать, он, естественно, открывает глаза, его партнеры начинают на него нападать. 

У него две задачи: с одной стороны он должен эффективно, изящно, ловко, творчески уложить, упаковать их на татами, и одновременно с этим, он должен в точности описать, что написано на стенах. Двойная задача. 

С одной стороны часть его занята непосредственной коммуникацией и партнерами, но ему необходимо открыть периферию, надо чтобы часть его самого просканировала пространство вокруг. Если человек может справиться с партнером и в то же время описать, что находится на стенах, значит он молодец, значит у него правильно организовано внимание в данном случае.

И это интересно, поскольку вторая задача требует раскрытия внимания. Поэтому это не только вторая задача, но и облегчение первой, потому что когда раскрывается внимание, включается интуиция, включаются какие-то более глубокие механизмы.

Конечно, эти глубинные процессы, связанные с вниманием и намерением могут быть полезны не только в айкидо, но и в наших личных достижениях, и в работе с клиентами. 

Именно поэтому на наших обучающих курсах по генеративному подходу мы всегда уделяем время упражнениям по работе с намерением, и вниманием.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях!

Перемены к лучшему уже рядом! Чтобы записаться на консультацию, оставьте свои контакты, и мы с вами свяжемся в ближайшее время.
Консультация