Уверены, вы знаете о Милтоне Эриксоне, гениальном психотерапевте XX века. Его работы положили начало очень значимому направлению в современной психотерапии — эриксоновскому гипнозу. В свою очередь, идеи Эриксона о коммуникации, работе с подсознанием и отношениях с силой творческого бессознательного стали основой многих моделей НЛП. Дальнейшим развитием идей эриксоновского гипноза и нейролингвистического программирования стали новейшие подходы к организации творческого взаимодействия сознания и бессознательного — генеративный транс и генеративный коучинг, а также НЛП третьего поколения, или НЛП3.
При этом многие ученые и практики, исследовавшие наследие Эриксона, обращали внимание на сходства между подходами Эриксона и приемами традиционной шаманской работы, в частности, использовавшимися в племенах коренных американцев. В этой статье мы попытаемся ответить на вопрос, что общего между гипнозом и шаманизмом, а также почему многие небезосновательно называли Эриксона шаманом.
В тексте использованы материалы выступления Тимоти Томасона на Эриксоновском Конгрессе, 2011
Содержание
Параллели между Эриксоном и целителями
Тимоти Томасон, профессор университета Северной Аризоны во Флагстаффе, занимался частной и групповой практикой в Финиксе, Боулдере (Колорадо) и Чикаго, а затем вернулся в Аризону чтобы работать в National Arizona University. С 80-х годов в этом университете проходили финансируемые правительством программы работы коренными американцами. Все началось с программ для людей с ограниченными возможностями. В частности, они работали с людьми из племени Навахо. Они занимались не только традиционным гипнозом в стратегической психотерапии, но и изучением целительских практик коренных народов Америки.
С течением времени в литературе и в их исследованиях Томасон стал замечать некоторые параллели между работами Эриксона и традиционных американских шаманов. Углубившись в это и общаясь с другими эриксонианцами, имевшими опыт обучения у Эриксона — Стивеном Гиллигеном и Стивом Лэнктоном, он стал обращаться к более ранним трудам Эриксона. В них Эриксон периодически упоминал тему коренных американцев. Стало понятно, что между эриксоновской терапией и целительскими практиками коренных американцев есть много общего. По крайней мере, в применении их практик к психологическим проблемам. По очевидным причинам, целители коренных народов работают как с физическими проблемами, так и с психологическими.
Шаманские путешествия для городского человека
На этой группе мы исследуем психологические аспекты шаманских ритуалов различных традиций. Некоторым людям хочется сил, чтобы справиться с проблемами. Другим интересно добавить в свою жизнь энергии, радости и желания жить. И шаманская мастерская — то самое место, где вы сможете найти для себя практичные способы получить новые ресурсы для жизни!
Трудно утверждать однозначно, было ли происхождение Милтона Эриксона связано с коренными американцами, хотя некоторые исследователи делали такое утверждение. Они были уверены, что у Эриксона было наследие коренных американцев, и даже сам по себе этот факт довольно интересен.
Один из них — Карл Хаммершлаг, психиатр и эриксонианец из Нью-Йорка, который переехал в резервацию Навахо и работал с психологическими проблемами коренных американцев много лет. Он написал несколько книг. Одна из самых известных называется “Танцующие целители”. Терри Тафоя также говорил, что у Эриксона были корни оттуда. Дочь Милтона Эриксона утверждала, что часто его путали с коренными американцами из-за его темных глаз, волос и цвета кожи.
С одной стороны это как бы подтверждает, что раз путали, значит он был не из них. Но также она рассказывала, что когда он преподавал уроки своим детям, он использовал традиции многих традиционных местных целителей, к частности, мудрость тотемов. Поэтому вполне возможно, что в Эриксоне и была кровь коренных американцев.
Он сам не считал себя коренным американцем, его не растили в их традициях, но тем не менее много изучал их жизнь и практики. Антрополог Джеймс Парк утверждал, что из всех устных традиций, которые он изучал, работа Милтона Эриксона ближе всего к традиции американских индейцев. В этих исследованиях Эриксону было где развернуться. По крайней мере в Фениксе, где много коренных американцев. Известно также, что у него был личный опыт, полученный в некоторых местных племенах.
Из всех устных традиций, которые я изучал, работа Милтона Эриксона ближе всего к традиции американских индейцев.
Антрополог Джеймс Парк
Тереза Роблес говорила, что подобно традиционным целителям, Эриксон встречал своих клиентов в состоянии сна наяву, что можно назвать состоянием гипнотического транса, и помогал им измениться. Так что и он, и целители использовали состояние транса. Хаммершлаг заходит так далеко, что утверждает, что Эриксон обладал шаманским свертком, в котором был даже магический кристалл. Он имеет в виду набор священных инструментов и артефактов, используемых целителями. Он упоминал в двух или трех разных местах, что Эриксон был хранителем этого свертка, что он использовал тайные слова и индейские фигурки.
Пожалуй, было бы преувеличением и романтизацией назвать Эриксона шаманом из местных индейцев, потому что прямых подтвержденных свидетельств этому нет. У вас может быть шаманский сверток, что-то типа поделки или художественной вещи или сувенира, но необязательно вы считаете его обладающим магической силой исцеления. При этом дом Эриксона был полон индейских резных фигур Cerie (сerie — индейское племя в Мексике). У него была самая большая в мире коллекция резных фигур Cerie в мире. Вот и еще одна связь между Милтоном Эриксоном и коренными американцами.
Еще одна особеность. Эриксон, подобно целителям, был волшебным рассказчиком.
Терапия испытанием
Если вы интересовались эриксоновским подходом, вы наверняка знакомы с понятием терапии испытанием, потому что Эриксон был этим весьма известен.
Коренные американцы также применяли терапию испытанием. Чтобы стать целителем или шаманом во многих индейских культурах недостаточно просто назвать себя целителем. Часто вас направляют по этому пути с ранних лет, причем против вашей воли. У многих из шаманов с детства были физические недостатки или ментальные расстройства, и им говорили, что это может быть даром Великого Духа. И возможно, это означает, что у них есть целительские способности, и поэтому им был положен такой путь. У многих индейских целителей были какие-то инвалидности с детства. По сути это уже было испытанием, которое нужно преодолеть.
Также хорошо известны практики многих народов, которые можно обобщить под названием “поиск видения”. Это непростое испытание, которое используется многими племенами, чтобы помочь молодым людям пройти инициацию во взрослую жизнь. Также в племенах существует практика «индейской бани», которая тоже может рассматриваться, как испытание. Позже мы поговорим об этих практиках более подробно.
Хорошо известно, что в юности Эриксон, как и многие коренные американские целители, переболел полиомиелитом. Это история его личного большого испытания и преодоления. Он много и усердно работал над своим исцелением, и постепенно дошел до того, что на каноэ в одиночку сплавился вниз по Миссисипи. А теперь представьте, что в это время он не мог использовать ноги. Он мог управлять лодкой, но когда он приставал к причалу, фактически ему приходилось выползать из нее, и просить местных помочь ему. Как он сам говорил, он совершил целое путешествие чтобы вернуть свои силы. Так что да, определенно он прошел подобное испытание и сам.
В дальнейшем он, по всей видимости, стал одним из первых психотерапевтов, которые использовали и разрабатывали тему предписания испытаний. Сегодня эриксоновские терапевты считают, что домашняя работа для клиентов должна включать испытания, проверки и другие довольно шаманские задания, которые иногда вообще не имеют смысла с точки зрения клиента.
Возможно, вы знакомы с типичными эриксоновскими испытаниями. Джей Хейли, один из «пророков» Милтона Эриксона, написал целую книгу “Терапия испытанием”. И одна из известных историй про терапию испытанием, это история про то, как Эриксон предписал человеку с бессонницей, когда он понимал, что не может уснуть, натирать полы воском. Можно прилечь на 15 минут, посмотреть на часы, и если ты все еще бодрствуешь, надо снова вставать и вновь натирать полы…
Гарантированное исцеление
Другой тип испытаний, которые менее известны — гарантированные исцеления. Это техника, разработанная Эриксоном, когда он фактически говорит: “У меня есть лекарство, и я знаю, что оно тебе поможет в твоей проблеме”. Обычно речь идет о довольно специфичных поведенческих проблемах вроде обсессивного или компульсивного мытья рук, и других видах компульсивного поведения, таких как булимия, которую можно рассматривать как компульсивную рвоту после переедания.
То есть вы говорите пациенту, что знаете что поможет. Знаете гарантированный метод который поможет. И что вам кажется, что пока они к этому не готовы. Пациент обычно говорит: “Скажи мне, что за метод, мне интересно”. А вы говорите “Мне жаль, но я не могу этого сказать, потому что думаю вы пока не готовы это услышать”. И так туда-сюда продолжается некоторое время, может несколько недель. Другими словами, в сессиях вы говорите: “когда вы будете готовы сделать, что я попрошу, чтобы гарантированно исцелиться, дайте мне знать. Но если вы не собираетесь это делать, даже не стоит приходить на следующей неделе, потому что вы действительно должны быть готовы”.
И люди начинают задавать вопросы типа “Что это, а что именно это такое, легально ли это? — Да, легально. А это этично? — Да, этично”. И вы говорите “это не повредит вам ни в каком отношении, но вы должны согласиться сделать это до того как вы узнаете, что именно”. Иногда такой формат договоренностей еще называют сделкой с дьяволом. Смысл в том в том, что у него действительно было гарантированное исцеление, это была не просто шутка. Так что постепенно, когда люди начинали умолять сказать, что это, и они гарантировали — “да, я это сделаю, если ты мне просто скажешь, что нужно сделать”, тогда он рассказывал им, что было гарантированным лекарством. Детали этого лекарства различались от проблемы к проблеме.
Хейли иллюстрирует гарантированное исцеление в одной из своих работ: “Ок, на этой неделе я хочу чтобы вы продолжали и обжирались и блевали как обычно. Но если вы блюете один раз, вы должны мне пенни. Если дважды — то два. Если трижды — то дважды два пенни, то есть четыре. И количество удваивается каждый раз, когда вы блюете”. И пациент сидит ошеломленный — типа, ну парень, это звучит не слишком ужасно. И они идут домой, но довольно скоро обнаруживают, что они не могут блевать много раз без того, чтобы каждый раз удваивая сумму быстро достигнуть миллионов долларов.
И в этих случаях пациенты обычно приходят на следующей неделе, и оказывается, что они блевали всего раз или два, должны пару пенни, ну может некоторые делают это трижды или четырежды или пять раз, но затем они просто прекращают, говоря: “Ну я больше не могу продолжать блевать, потому что тогда я обанкрочусь, мне пришлось остановиться”. Вот это и есть гарантированное исцеление. И Хейли говорит, что оно работает только потому, что вы создали очень сильное ожидание, и также потому что вы как бы говорите пациенту: “Знаешь, я полагаюсь на тебя как на честного человека. Ты говоришь что сделаешь то, что я тебя прошу. Могу ли я тебе доверять?” И вы работаете над этим достаточное количество времени.
Еще одно известное испытание Эриксона, хорошо описанное в литературе, это взобраться на пик Скво.
Взобраться на холм вряд ли повредит, как и натирание полов, если у вас бессонница. Ваш дом становится чище, так что если вы выполняете задание, происходит что-то хорошее.
Ритуалы
Известны нам образ Милтона Эриксона, конечно, не соответствует тому, что мы представляем при слове «шаман». Но у него были и другие связи с коренными американцами — он спонсировал учебу в колледже Феникса для учеников из коренных американцев, и конечно он известен собиранием узлов для галстука в форме Хопи Качина (куклы, олицетворяющие духов и других существ), и он использовал методы индейцев в обучении своих детей. В эриксонианском подходе мы признаем и ценим уникальность каждого человека. При этом мы создаем стратегические вмешательства в его внутреннюю картину мира. Часто это могут быть предписания для пациента сделать что-то конкретное, и для их создания мы используем историю и символы пациента. А это также ключевые аспекты шаманского исцеления.
У шамана есть способность комбинировать истории с ритуалами, которые меняют сознание людей. По сути мы говорим об изменениях сознания, помещающих людей в состояние транса. Целители из племени Хопи тоже используют для исцеления ритуалы и церемонии. Хаммершлаг описывает историю, которую он наблюдал в резервации Навахо. Птица влетела в окно, и ударилась в стену, или типа того, и умерла. И это считалось плохой приметой. Женщина, в чей дом она влетела, очень забеспокоилась, из-за этого у нее почти случился нервный срыв.
Он рассказывал, что целитель, который работал с ней, сказал, что наверное она сделала что-то неправильное, может, нарушила табу, о котором даже не знала. Но очевидно, что произошла какая-то дичь, потому что птицы не должны вот так влетать в дом и умирать. И он предписал ей исполнять символический ритуал. Когда она исполнила его, она почувствовала себя лучше. А ведь схожие методы есть и в эриксоновской гипнотерапии!
Природные источники транса
Целители навахо говорят, что есть пять способов контакта с духом: дрожание рук, наблюдение за звездами, слушание костра, взгляд в волшебный кристалл, изучение горящих углей. Наблюдение за звездами и волшебный кристалл — это для навахо что-то типа рентгена.
Когда мы думаем о взгляде в кристалл или хрустальные шары, возникает картина медиума или какого-то сверхъестественного процесса, но это ведь не единственный способ об этом думать. Вы можете подумать об этом как от тесте Роршаха — вы смотрите в этот кристалл, и в нем есть включения и какие-то отметины, и если вы немного посмотрите в кристалл, вы можете увидеть, что там что-то есть. Особенно если вам сказали, что вы что-то увидите, и вас просят что-то там увидеть, и если свет немного приглушен, то понятно, что можно там много чего увидеть. В этом нет ничего сверхъестественного.
Люди смотрят на неоднозначные стимулы типа капель краски или включения в кристалле, и могут увидеть там что угодно. Считается, что то что вы видите — это некая проекция вас. Целители навахо используют это, чтобы увидеть, какой орган в теле пациента затрагивает проблема. Мы используем рентген, а они используют кристаллы кварца, который показывает, над каким органом нужно работать.
То же самое можно делать и глядя на звезды. Люди смотрели на звезды тысячелетиями, и они видели там много чего — в астрологии тоже в звездах видят колесницы и разные астрологические знаки. Слушание огня похоже на аудиальной тест восприятия. Потому что если мы слышим потрескивание костра, особенно будучи в трансе, можно сказать, что огонь говорит с тобой. Действительно ли он говорит с вами или это ты сам слышишь, вопрос открытый. Изучение догорающих углей использует ту же идею — увидеть то, что ты можешь увидеть, в игре света и тени в остатках костра.
В ранних книгах Эриксон утверждает, что пользовался магическим кристаллом. Проводя исследования гипноза, он гипнотизировал людей, прося их смотреть в кристалл и рассказывать о том, что они видят. Это можно делать с природным хрусталем, хрустальным шаром или с зеркалом. По сути, хрусталь использовался как помощь для визуализации. Постепенно он отказался от использования физических кристаллов и просил пациентов визуализировать кристалл и сказать ему, что они видят. Он обнаружил, что это работало так же хорошо или даже лучше, чем физический кристалл.
Стив Де Шазер позаимствовал эту технику и опубликовал ее в свое первой книге по терапии, ориентированной на решение. Многие использоваи идеи Эриксона. Со временем Эриксон перестал использовать внешние устройства и все эти стереотипные наведения типа “Смотрите, смотрите на маятник”. Любопытный момент, что многие гипнотические наведения относятся к зрению, видению, использованию глаз. И НЛП и другие направления изучают паттерны движения глаз и их связь с десенсибилизацией и репроцессингом опыта. Конечно, это напрямую связано с трансовыми состояниями.
Рассказывание историй
Это еще один метод, общий у коренных американцев и эриксоновских психотерапевтов. И те и другие использовали мифы и истории как инструменты обучения. Эриксон часто говорил: “Был у меня еще один пациент, очень на тебя похож. И мы с ним делали вот это и это…”. В действительности, конечно, это было непрямое внушение, что то что мы сделали с другим, может помочь и тебе.
Хаммершлаг отмечает, что терапия похожа на ритуальное целительство. Процесс психотерапии в некотором смысле похож на усложненное колдовства. Очевидно, если колдовство вызвало проблему, колдовство может и решить проблему. Терапевт устраняет заклятия, помогая пациенту открыть внутри себя силу, которая больше чем сила, вызвавшая симптом. Многие специалисты отмечали, что если вы посмотрите на историю психотерапии, вы заметите множество общих черт с традиционными идеями ритуального целительства.
Эдвин Фуллер Торри говорит, что техники, используемые западными психиатрами, с некоторыми исключениями, находятся в той же научной плоскости, что и техники знахарей. Термин “знахарь”, конечно, считается политически некорректным. Но…
С появлением доказательной медицины появились подтвержденные эффективные методы лечения в психотерапии для многих специфических расстройств. Но в целом в психотерапии в значительной степени мы не практикуем доказательную медицину, мы практикуем что-то вроде древних практик, которые считаем хорошей психотерапией. Можно сказать, многом это похоже на древнее ритуальное целительство, которое коренные американцы практикуют давным-давно.
Юнгианцы бы сказали, что самые ранние истоки современной психотерапии лежат в архаичном шаманизме и в практиках целителей. Многие техники современной психотерапии можно заметить в различных ее предшественниках. Сам Фрейд говорил, что и психоанализ и терапия туземных племен использовали веру человека, чтобы производить позитивные изменения.
Символизм и ритуалы в трансе
Поскольку целительство коренных американцев символичное, то есть, ритуальное, часто его называют духовным целительством, работающим на духовном уровне. В области психологии это можно отнести к трансперсональной психотерапии, и это направление находит выражение в трансперсональных методах сегодняшней психотерапии. Известно, что многие техники традиционных целителей включали использование измененных состояний сознания.
Для их создания часто использовались барабаны, пение, монотонные напевы, раскрашивания тела, испытания, ритуалы и прочие практики, вызывающие измененные состояние сознания. И если мы посмотрим на эти измененные состояния сознания, как на гипнотический транс, то это состояния, весьма схожие с измененным состоянием сознания клиентов в психотерапии.
Как известно, шаманы попадают в самонаведенный транс, чтобы обрести контакт с миром духов и проводить то, что они описывают как целительную энергию. Идея в том, что они помещают себя в измененное состояние сознания, и затем дух или душа путешествует в мире духов.
Например, если у пациента проблема в том, что его душа покинула тело, что называется “потерей души”, тогда работа шамана — отправиться в духовный мир, путешествовать по нему, обнаружить душу человека, вернуть ее обратно и вживить ее в тело человека.
Интересно знать, что в DSM-4 (американское диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам) есть диагноз «Потеря души»
В главе DSM-4, посвященной культуральным синдромам вы обнаружите по меньшей мере пять расстройств, характерных для коренных американцев. Они не слишком часто диагностируются. Но факт остается фактом!
Сам Эриксон трансовую работу делал не так, как это делают шаманы. Он не говорил — я ввожу себя в транс, чтобы отправиться в мир духов. Он говорил — я вхожу в транс, чтобы стать более чувствительным к тому, что говорят мои пациенты, что позволяет мне лучше слышать их и лучше видеть. В этом различие между подходом Эриксона и шаманской работой. При этом нужно помнить, что сам по себе гипноз — это очень древний метод. Когда исследователи показывали гипноз много лет назад в резервациях навахо, в индейском медицинском центре, целитель навахо сказал — “я не удивлен увиденным, потому что мы все время делали нечто подобное”.
Шаманские ритуалы состоят из гипнотических наведений, шаманские представления обеспечивают внушения, а клиентские ответы эквивалентны тем, которые дают клиенты под гипнозом.
Макленнон
Таким образом, происходящее в трансе ритуальных исцелений идентично тому, что происходит в трансе в психотерапии. Существует гипотеза, что ритуальное исцеление американских индейцев — это психологическое исцеление. Это символическое исцеление. И психотерапия — это символическое исцеление. Мы используем символы, мы используем язык, а не физические инструменты. И ритуальные исцеления и психотерапия Эриксона использует гипнотический транс. Правда, некоторые коренные американцы говорят “мы не знаем, что вы имеете в виду под гипнотическим трансом, мы и близко так об этом не думаем”. Но если посмотреть, что именно они делают, это практически то же самое, что делают гипнотерапевты.
И целительство коренных народов Америки работает, потому что по сути использует те же разумные принципы изменений, а не потому что оно сверъестественное.
Почти каждый верит в сверхъестественное, что есть некая духовная плоскость существования, но конечно, нет необходимости верить в это чтобы быть целителем или психотерапевтом. Сам Эриксон не был духовным в этом смысле. По факту, он не утверждал противоположного, но говорил: “Мне не нужна гипотеза духовных сфер». Его очень беспокоила та негативная коннотация, связанная с этим, которая была у гипноза.
Он много сделал для того, чтобы привести гипноз в научную сферу, чтобы о нем не думали как о чем-то эзотерическом или сверхъестественном. Он утверждал: “Я работал в течение 50 лет, чтобы отделить гипноз от мистических и ненаучных коннотаций”. Джеффри Зайг, президент фонда Эриксона, говорил что Эриксон не обсуждал духовность. Он был рационалистом и не был согласен с трансперсональными объяснениями. А Стив Лэнгтон утверждал, что у Эриксона не было духовной системы убеждений, и он не рекомендовал ее.
Недаром говорят, что каждый ученик Эриксона создал по сути свою версию эриксоновского гипноза. Воистину, полная поддержка свободного творчества и полета мысли своих учеников — один из величайших даров Эриксона всему миру.
Гипноз в истории
Идеи гипноза обнаруживются на протяжении всей истории. Китайцы, индусы, греки, египтяне — у всех были храмы, где внушения и гипноз использовались для уменьшения боли и страданий. Эриксон утверждал: “Ритуальные трансы Бали и Бразилии в значительной степени являются тем же феноменом что и гипноз”.
Мы можем рассматривать гипноз как один способов достижения состояния сознания, известное как состояние транса, или состояние диссоциации. Известно, что целители апачи и уошо (американские племена) тоже использовали гипноз для исцеления. В целительстве навахо внушение является основной психологической техникой. Мы можем назвать внушение основной техникой и в психотерапии. Это делается не прямо, мы редко даем прямые советы и приказы, но конечно, мы постоянно делаем это различными непрямыми путями.
Трансовые расстройства
В американской классификации психических проблем есть диагноз под названием “трансовое расстройство”. Если вы можете быть в трансе, то вы можете быть и в “негативном трансе”, или патологическом состоянии транса. DSM-4 определяют диссоциативное трансовое расстройство как непроизвольное состояние транса, которое приемлемо в культуре клиента как естественная часть культурных или религиозных практик. И оно вызывает стресс или нарушения. То есть, возможен культурально допустимый диссоциативный транс, довольно распространенный во многих культурах. Тогда, получается, возможно быть и в социально недопустимом гипнотическом трансе или диссоциативном трансовом состоянии. Согласно DSM, во многих культурах нормальные, не патологические трансы составляют большинство трансовых состояний. Но патологические состояния транса тоже очень интересны.
Транс одержимости
Существуют исследования по состоянию одержимости в экзорцизме. Логично, если вы одержимы, то лекарством будет экзорцизм. Одержимость, как ее обычно определяют, означает захваченность, обычно духовной сущностью. А значит лечение — это экзорцизм. Одна из работ Тимоти Томасона посвящена тому, как одержимость и экзорцизм работают с психологической точки зрения, без обращения к духовным или сверхъестественным объяснениям.
“Транс одержимости” в DSM описан как измененное состояние сознания, которое характеризуется заменой привычного ощущения идентичности человека новой идентичностью, обычно приписываемой влиянию духа, божества или другого человека. Эти агенты овладения обычно духовные по природе, вроде духов Смерти, богов, демонов и других сверхъестественных сущностей.
В американской истории современного «психотерапевтического экзорцизма» произошел поучительный случай. Девушка-подросток, думала, что она захвачена дьяволом. И ее психолог, терапевт, который к тому же был священником, сказал — ну, она одержима, лечением будет экзорцизм. И когда он провел обряд экзорцизма, ей стало лучше. В целом, ничего удивительного. Если ты думаешь что одержим, и с тобой проводят экзорцизм, тебе может стать лучше. Проблема была в том, что счет за это он отправил в ее страховую компанию. И вписал “экзорцизм” в форму страховки. Конец истории таков — он потерял свою лицензию. Потому что экзорцизм не входит в стандартные подходы психологов. Ему бы, конечно, стоило провести экзорцизм в качестве какого-то стороннего метода, а не объявлять это частью своей психологической практики.
В итоге, страховая провела экзорцизм его карьеры. Чем он занимается сейчас, неизвестно.
Исторические практики и источники трансовых состояний
Психоактивные вещества
Коренные американцы на протяжении истории использовали множество разных способов добиваться у людей состояния гипнотического транса или целительных диссоциативных состояний. Иногда они включают использование психоактивных веществ, так как это довольно очевидный способ изменить состояние сознания.
Если человек использует психоактивное вещество, съедает психоактивное растение типа пейота или употребляет марихуану, это меняет его состояние и помещает в измененное состояние сознания. Но этого можно добиться множеством других способов. Например, голодание, недостаток питья, сенсорная депривация. Камеры сенсорной депривации — это изолированные от внешнего мира камеры, наполненные водой. Нахождение в них в состоянии расслабления, отсутствия звука и света приводит к измененному состоянию сознания. Когда вы выходите оттуда, все выглядит новым и ярким. Эффект длится около часа, а потом проходит.
Попадете ли вы в измененное состояние сознания, комбинируя несколько факторов? Очевидно, что да. А чтобы увеличить шансы на измененное состояние, нужно скомбинировать несколько факторов.
Итак, мы можем комбинировать множество факторов, чтобы войти в позитивное измененное состояние сознания. Как это используется в древних практиках?
Поиски видения
Ритуал “поиска видения” подразумевает изоляцию в укромном месте, голодание, недостаток питья, и проиходит это сутками на протяжении нескольких дней. Ночью очень холодно, днем очень жарко. Депривация сна. Обычно поиски видения делаются с целью испытать видения, хоть это и не единственная цель. Очевидно, что комбинируя все эти факторы, будет очень странно, если не наступят измененные состояния сознания.
“Пляска солнца” индейцев Лакота — еще один пример, включающий голодание, ритмичные барабаны, пляски, песни и физическую боль. Ставится столб, делаются надрезы на коже груди, рук и спины, в которые вставлялись специальные шпильки, к концам которых затем привязывались ремни и прикреплялись к столбу. И каждый танцор отходит как можно дальше от столба, насколько позволяет веревка, а потом танцует, отклоняясь от столба, до тех пор, пока кожа не рвется.
Это момент освобождения, и танцор с триумфом крутит обруч. Некоторым под кожу привязывались черепа бизонов, и они таскались по кругу до тех пор, пока кожа не рвалась, и это был момент освобождения, экстаза. Как вы понимаете, вряд ли это будет опыт экстаза, если вы не в соответствующем состоянии сознания. Смысл пляски солнца в том, чтобы достичь единства с Великим Духом, в экстазе, который в итоге становится духовным/психологическим прорывом.
Церемония “индейской бани” также соединяет несколько методов создания транса, включая голодание, обезвоживание, сенсорную депривацию, ограничение подвижности — там тесно и особо не подвигаться, там просто некуда двигаться. Вы сидите там в сильной жаре и периодически проходят молитвы и песнопения. Эта церемония тоже может создавать измененное состояние сознания. А еще она может вас убить, если она проводится неправильно, поскольку в ней используются достаточно экстремальные условия. Поэтому это достаточно суровое испытание.
Церемонии инициации
Церемонии инициации — это такие ритуалы, которые используются для психологического лечения мальчиков, приближающихся к пубертату, которые хотят стать целителями. Их отправляют в изолированное место, где они строят навес высоко в деревьях, и лежат там без еды, в надежде что их посетит дух-хранитель. Длительное голодание, обезвоживание и сенсорная депривация помогают вызвать диссоциативный транс. Некоторые исследования говорят, что их видения всегда соответствуют образцу, предписанному культурой. Вне зависимости от культуры, с детства они учатся тому, какие видения могут прийти. Какие же тогда действительно приходят? Можно сказать, что их программируют на определенный род видений.
Интересно знать и про танцы с духами индейцев Салиш. Это метод лечения молодежи Салиш, которые страдают от того, что они называют “болезнью духа”. Иногда этот обряд проводят с малолетними правонарушителями, но также его применяют и ко взрослым, у которых есть психологические расстройства. Этот метод включает глубокий паттернинг через шоковую терапию. Только шок создается не электричеством. Пациенты изолируются в темной палатке, это начало процесса танцев с духами. Несколько человек хватают их, связывают, завязывают глаза, наносят им удары, щекочут. Довольно трансовый опыт, особенно если это происходит в темноте, и ты не особо понимаешь, что происходит. После этого начинается кинетическая стимуляция — еще один способ создать измененное состояние. Людей поднимают, бросают, носят туда-сюда, крутят в разные стороны. Они называют это “дезориентация”.
Возможно вы помните, как в детстве мы крутились до тех пор, пока не начинала кружиться голова и мы не падали — конечно, это измененное состояние сознания.
Ко всему перечисленному добавляется акустическая стимуляция — громкие быстрые барабаны, трещотки, пение, вой. И это довольно жутковато, своеобразная шоковая терапия. Этот процесс повторяется четыре раза за четыре дня. То есть все эти пациенты переносят это в течение четырех дней, во время которых они голодают, ничего не видят, не могут говорить или двигаться. Потом наступает следующий этап — физическая тренировка. Бег босиком в течение дня, иногда по снегу, купание в ледяной воде, танцы до изнеможения.
В этот момент пациенты уже очень зависимы, восприимчивы и внушаемы. Они поведением напоминают людей, которых пытали. Разница в том, что в данном случае это делается для их же блага и с совершенно определенной задачей исцеления.
И в конце пациенты скидывают всю свою одежду в кучу вместе со старыми проблемами, и получают новую одежду, чтобы подчеркнуть их новую жизнь.
Таким образом, измененные состояния сознания — это общая техника исцеления у многих коренных народов Америки.
Аудиальная стимуляция
Это еще один значимый способ вызывать измененные состояния сознания. Ритмичные звуки, песнопения, бубны… Трещотка, которая используется как приспособление для концентрации, фокусируя внимание. Эриксон не особо пользовался звуковыми приспособлениями. Однажды он сказал — я намеренно больше не использую ничего, похожего на метроном.
Метроном дает периодический звук для звуковой стимуляции. Эриксон от этого отказался. Но есть исследование, которое предполагает, что может происходить состройка мозговых волн при аудиальной стимуляции. Другими словами, звуки на определенной частоте заставляют мозговые волны в определенной степени координироваться с этой частотой. Известно, что разным состояниям мозга соответствуют разные частоты мозговых волн. Так что это может быть одним из методов попадать в альфа-состояние мозга, которое считается состоянием расслабления.
На протяжении всей истории звуку приписывали магические свойства. Заклинания типа “абракадабра” использовали для лечения лихорадки и воспалений. Суфии распевали гласные звуки для исцеления, а Фрейд, изучая древние целительские традиции, сказал: “Слова изначально были магией, и по сей день сохранили свою магическую силу”. Так что наши слова действительно волшебны. А что такое магия? Сегодня мы обычно интерпретируем это как что-то выдающееся.
Психотерапевты в основном говорят. Существует и телесные направления, но в основном психотерапия — это терапевтический диалог с человеком. А многие племена дополнительно использовали различные издающие шум предметы для коммуникации с миром духов. Например, шаманы Новой Гвинеи для извлечения звуков использовали палки с вырезанными на них выемками. Если взять две палки, и водить ими друг по другу перед чьим-то ухом, то находясь в измененном состоянии сознания можно услышать послания бога. Это называется стридуляция — так насекомые издают свои звуки, например сверчки. Они трут своими конечностями друг об друга, издавая звук. Если соединить это с приемом галлюциногенных растений, то часто люди слышат, как бог говорит с ними.
Барабанные ритмы
Конечно, барабаны использовались во все времена в церемониях коренных американцев, чтобы создавать транс. Трансовый барабанный ритм доволно быстрый и непрерывный, около трех ударов в секунду. Они как бы разгоняют психику. А если добавить сюд голодание, напряжение и гипервентиляцию, что часто происходит в племенных танцах, то мы получим полноценное трансовое наведение.
Конечно, коренные американцы не единственные, кто использует ритмическую стимуляцию, чтобы вызывать транс или высокоэмоциональные состояния. Церкви по всему используют звук и ритм. Все они используют голос, пение и подобные вещи, а также транс, молитву, декламацию текстов. В некоторых церквях используют и движения. По большому счету все это одно и то же — наведение транса. Собственно, есть и направление в музыке — транс. В ней быстрый бит, под который люди танцуют и хорошо проводят время, потому что она позволяет входить в измененное состояние сознания.
Также существует много визуальных методов, чтобы вызвать транс. В ранние годы гипноза использовали визуальные стимулы. Вас просили направить взгляд в точку повыше на стене, и просто уставиться на нее. Потому что было обнаружено, что если какое-то время так смотреть, то в конечном счете глаза устают и вы закрываете их, а потом попадаете в транс. Много было визуальных идей по наведению транса.
Некоторые гипнотизеры используют вращающиеся визуальные иллюзии. Можно, кстати, и без всяких приборов увидеть оптическую иллюзию. Просто закрыть глаза и легонько надавить на них пальцами, и вы увидите вспышки света. Кстати, помогает, если вы в очень темной комнате. Стробоскопическая фотостимуляция тоже создает стимулы. При этом мозговые волны сонастраиваются с ритмом стимула, как при аудиальной стимуляции. Оптимальный ритм — 6-18 герц, большинство людей считают, что около 10. В этом интервале вы можете вызывать альфа-ритмы мозга, вызывающие измененное состояние сознания. У идеи про мигающие лампочки, которые могут погружать людей в транс, тоже давняя история. Некоторые говорят, что эта идея изначально пришла при наблюдении за кострами — даже доисторические люди собирались у костра, и наблюдали за мерцающим огнем. Это способно погружать нас в транс, по крайней мере,в легкий.
Один из изобретателей устройства, которое используется для фотостимуляции, Брайон Гайсин, придумал его, сидя в автобусе, и видел как солнце светит сквозь деревья, прерывающимися потоками света. И он попал в транс. А потом, когда пришел домой, подумал — это интересно, а нельзя ли сделать машину, которая будет создавать такие вспышки, и вводить в состояние транса. Это сработало. Давно известно, что стробоскоп способен погружать людей в галлюцинаторные состояния. На это ссылался Олдос Хаксли. Изобретение Брайона Гайсина назвали машиной снов. Фактически, это трубка на поворотном столе. В середину трубки вставлена лампочка, а в трубке сделаны вырезы. Вы помещаете ее на проигрыватель пластинок, она начинает вращаться, врубаете на 78 оборотов и закрываете глаза. Идея в том, что вы смотрите на паттерн света с закрытыми глазами. И это мигание точно введет вас в состояние, в котором начинаются визуальные галлюцинации. Некоторые люди видят достаточно любопытные вещи в этих видениях.
Итог
Что же общего между работой Эриксоном и целительством коренных племен Америки?
Использование прямого и непрямого гипноза
И те и другие пользовались различными способами делать внушения, которые становились стратегическими вмешательствами во внутренний мир человека, и приводили к изменению поведения в нужном ему контексте или адаптировали его к окружению. И Эриксон, и целители дают указания. То есть говорят, как клиент должен себя вести, утилизируя убеждения клиента. Утилизация убеждений клиента напоминает еще одну историю про Эриксона.
У него были клиенты, которые верили в духовный мир. И они были расстроены тем, что их посещали плохие духи. Он устроил спиритический сеанс — со столом, в темноте, держась за руки. Но он заранее подготовился, заготовив все психические феномены, не сказав им. И он произнес — «духи, которых я призвал, более могущественны, чем те которые вызывают ваши проблемы. Так что этот сеанс решит все ваши вопросы». Разумеется, так и вышло. Конечно, он все это просто создал, и не собирался им ничего объяснять, потому что его задача была в том, чтобы помочь людям, а не объяснять как он этого добился. Довольно по-эриксоновски, и весьма похоже на работу шамана.
Использование измененных состояний сознания
И Эриксон, и традиционные целители использовали множество способов, чтобы погружать человека в транс. Визуальные, аудиальные, кинестетические стимулы, вызывающие измененные состояния сознания были давно известны человечеству. Эриксон тоже использовал и творчески переосмыслил многие из них, что стало основой целых направлений в современной психотерапии.
Рассказывание историй, метафор создание ритуалов, предписание испытаний и двусмысленных неочевидных заданий
Вот пример двусмысленных заданий. Эриксон часто говорил что-то вроде: “Когда будешь взбираться на пик Скво, держи глаза открытыми. Потому что ты можешь увидеть что-то интересное, чего ты не ожидаешь, и я точно не знаю, что это могло бы быть, но расскажешь мне, что ты видел, когда придешь на следующей неделе”. Довольно расплывчатое задание, но человек будет наблюдать, что же интересного происходит, а это лучше, чем размышлять о его проблеме. Так что это может работаеть и как отвлекающий маневр, которыми славится эриксоновская терапия. И конечно, это неотъемлемая часть непонятных непосвященным, но по разным причинам важных для участников ритуалов многих племен.
Эриксоновская терапия и целительство индейцев используют символическую коммуникацию
Чтобы общаться на языке бессознательного и Эриксон, и древние шаманы использовали образы и символы, глубоко связанные с миром и убеждениями людей, с которыми они работали. Таким образом им удавалось, используя сознательные стратегии человека, общаться с более древними и глубокими частями психики и за счет этих изменений реорганизовывать взаимодействие человека с миром.
А вот различия заключаются в том, что по мнению некоторых исследователей Эриксон не использовал и не рекомендовал духовную систему убеждений или веру в сверхъестественное. Но это было совершенно естественно для коренных американцев. Они связывали исцеление с духовным процессом, а Эриксон, вероятно, связывал это с естественным, природным процессом и способностями бессознательного.
При этом еще раз отметим, что некоторые современные направления весьма эффективно используют яркий язык образов с понятиями души и духа, и другие духовные практики для достижения выдающихся результатов в работе с клиентами.
Также Эриксон подчеркивал важность использования терапевтической беседы в гипнозе. Причем в гораздо большей степени, чем это делают целители. Ведь целители не делают того, что мы бы в могли назвать психотерапией — условно, сесть и обсуждать свои проблемы друг с другом. Это еще одно значительное различие. Хотя, известно, что Эриксон тоже часто позволял себе вмешательства в жизнь человека без всякого его запроса и долгих разговоров.
Подводя итог, не будем утверждать, что эриксоновская терапия и шаманское целительство это одно и то же. Но они определенно имеют очень много интересных сходств. И самое главное, мы можем учиться и тому, и другому, используя в нужный момент с клиентами лучшие практики и подходы обоих миров.
Поэтому будем рады видеть вас на занятиях в тренинговом центре Trancemasters на наших обучающих курсах по эриксоновскому гипнозу, и на специальных программах по шаманским практикам в психотерапии и в жизни. Добро пожаловать!