Небольшой отчет Памелы Гоулер-Райт о семинаре «Способность любить» со Стивеном Гиллигеном, посвященном искусству гипноза и генеративному Я.
Стивен Гиллиген — первый в мире моделировавший Милтона Эриксона. Стивен Гиллиген принадлежит к тому благословенному кругу людей, которые входили в изначальную группу Бэндлера и Гриндера в Университете Санта-Круз в Калифорнии и которые довольно быстро отошли от чисто структуралистского подхода раннего НЛП, чтобы учиться непосредственно у Милтона Эриксона.
Насладившись пятью годами бесплатного гостеприимства в доме Милтона, он ни разу не заплатил ни копейки за обучение, полученное в том легендарном гараже в Фениксе.
Когда вы читаете это, я хочу сообщить вам, что я думал о вас, кем бы вы ни были, когда сидела в теплой, благоухающей комнате старого фермерского дома у подножия Камбрийских гор. Я спрашивала себя, как сделать так, чтобы чтение этого текста подарило вам каплю того «нектара души», который я пила в тот момент. Как я могу выразить это словами и подать вам с хорошей, питательной дозой конкретных ощущений, которые сопровождали поглощение этого нектара? Я могу лишь предложить сделать это вашему воображению.
Содержание
Слушайте нектар души
Стивен Гиллиген начинает и заканчивает свои тренинги чтением поэзии, отдавая предпочтение Руми, Дэвиду Уайту и Рильке. «Язык гипноза — это поэтический язык, — говорит он. Он сплетает воедино грамматические цепи мышления и сенсорные формы физического познания. Он может воспринимать взаимодополняющие истины так, как будто они существуют одновременно. Оно возникает из смеси перцептивных энергий, которые исходят от присутствия — мгновение за мгновением — другого уникального внутреннего существа, которое выражает себя повседневным, невербальным языком своего соматического разума.
Это происходит через принятие всего, что предлагают другие, и мягкого вхождения в их систему с любовью и любопытством. Когда я слушаю эти описания, голос Стивена словно резонирует в моем сердце. Это определенное физическое ощущение. Я чувствую, что мой разум отдыхает, как будто только что вернулся из долгого путешествия. Такое же чувство я испытала, когда впервые случайно наткнулась на неизвестную запись американского психиатра по имени Милтон Эриксон. Я чувствую, что возвращаюсь домой.
Это дом Джорджины. Когда через много лет будет писаться история системного НЛП, я верю, что этот дом будет запомнен и, возможно, приобретет немного легендарный статус. В течение последних десяти лет Джорджина Эверс с фермы Лонг Клоуз в Кесвике открывала свой дом и свое сердце для небольших групп людей, чтобы они могли поработать с неоэриксоновскими мастерами искусства терапевтического гипноза. Стивен Гиллиген, Дэвид Гроув, Эрнст Росси и, как ни удивительно, Майкл Япко проводили здесь многочисленные семинары для групп из 18 человек и менее.
В нашей группе хорошо сочетаются терапевты и бизнесмены, а спонсорами семинара являются Вилли Бэнкс и Джилл Бэнкс из компании Calabor Training. Я заметил, что здесь представлено большое разнообразие дисциплин, хотя почти все имеют тот или иной уровень подготовки по НЛП. Мужчин примерно столько же, сколько и женщин — желанный и редкий баланс. Джорджина, Вилли и Джилл сами присутствуют и активно участвуют. Спонсорство Вилли в этой работе на протяжении многих лет способствовало развитию репутации Стивена как в сообществе НЛП, так и за его пределами, давая возможность расширить свидетельствование об учении Милтона Эриксона.
С того момента, как Стивен начинает говорить, в зале происходит нечто необычное. Харизма, которая не зависит от ловкости рук, а распространяется со скромной теплотой, кажется, сразу же втягивает нас в поле коллективной энергии.
Я видел, как это делают шаманы и духовные лидеры, но Стивен цитирует Grateful Dead, а также Сэма Кина, Боба Дилана и «Миссия невыполнима»! Это простое, непочтительное обаяние — не просто результат многолетних попыток стать Милтоном Эриксоном (в результате которых его возили по кампусу в фиолетовом инвалидном кресле), а следствие того, что человек обращается к другим из своего подлинного центра.
Портрет Стивена Гиллигена
Стивен родился в калифорнийской и ирландско-итальянской семье и заинтересовался гипнозом еще в детстве. Так происходит со многими людьми, использующими диссоциативный транс, чтобы справиться с трудной ситуацией, в его случае — с отцом-алкоголиком и тихим горем семьи, потерявшей трех новорожденных детей.
В возрасте восьми лет мальчик впервые спонтанно пережил опыт «идентификации в трансе», позволив своему сознанию перескочить из своего тела в тело другого, воспринимая бесконечную субъективность реальности с множеством рамок. Вернувшись в свою собственную личность, восьмилетний ребенок принял решение. Посвятить свою жизнь исследованию вечного чуда человеческого опыта — и изучать психологию.
В Университете Санта-Круз в Калифорнии его опыт и интерес к работе с трансами привели к тому, что он стал проводить множество внеклассных исследований, в том числе работы Райкова, советского психолога, который разработал процесс, названный им «искусственной реинкарнацией»1.
Стивен предложил Джону Гриндеру провести этот процесс над собой — Стивеном — путем отождествления себя с Милтоном Эриксоном. Стивен с удивлением отмечает, что у некоторых людей сложилось впечатление, будто именно Бэндлер и Гриндер выбрали его и подготовили к тому, чтобы он стал Эриксоном, для своих экспериментов в рамках проекта моделирования. Он прекрасно осознает все, что происходит в его собственном жизненном процессе, и все, чему он учится непосредственно у Эриксона.
После защиты докторской диссертации и собственной психотерапевтической практики Стивен написал несколько книг, ставших классикой в своем роде (2). Период огромных личных трудностей, включая смерть отца, заставил Стивена осознать, что поведение, которое приносило ему внимание и уважение, поведение, проистекавшее из полного моделирования его личности по Милтону, в какой-то мере вредило его собственному личностному развитию.
Спустя годы после смерти Милтона Стивен перелистывал книгу, которую подарил ему Милтон, и обнаружил надпись, сделанную его почерком: «Стив, есть ли польза от того, что после моего ухода я все еще здесь? Это было похоже на письмо, отправленное ему сквозь время, «именно так поступил бы Милтон».
Стивен наконец смирился с мыслью, что ему нужно не просто копировать Милтона, а осмелиться внедрить то, что он узнал, в свою собственную сущность и позволить ей выразить себя, через его голос, голос Стивена и из его собственной души. Милтон никогда не любил людей, которые пытались быть похожими на него. Его постоянным посланием было: будь тем, кто ты есть, и будь всем, чем ты, и только ты, можешь быть.
Он начал работать над собой, над своим подходом к эриксоновскому гипнозу и разрабатывать собственное выражение психотерапии, которое он назвал «Отношения с собой». Эта работа оказала влияние на ряд важных фигур в НЛП, в частности на Роберта Дилтса, давнего коллегу из Калифорнийского университета в Санта-Крузе, который разработал концепцию личного спонсорства и самоспонсорства (что означает «торжественно посвящать себя»). Работа Стивена отдает дань уважения изначальным ценностям М. Эриксона, Ф. Перлса и В. Сатир, ставя во главу угла экологичность процесса, а не краткость и единообразие процедуры. Тем не менее, «Отношения с собой» могут вызвать серьезные разблокировки в одно мгновение, что мы и испытали во время тренинга. Хотя они могут потребовать лишь однократного терапевтического вмешательства, цель «Отношений с собой» — активизировать непрерывный процесс в клиенте, изменить его отношения с самим собой и пригласить новые сознательные и гипнотические жизненные навыки.
Концепция отношения к себе
Стивен объясняет, что концепция «Отношения с собой» позволяет положить конец тому, что он называет «насилием над собой». Насилие над собой происходит, когда мы называем неприятные симптомы, поведение или чувства «негативными», «иррациональными», «деструктивными» и нападаем на себя, демонизируя эти аспекты себя и пытаясь «избавиться от них» или заставить их «уйти».
В соответствии с ключевыми принципами Эриксона и вытекающими из них предпосылками, «Отношения с собой» рассматривают симптомы как выражение жизненно важного процесса исцеления и предлагают более проницательные решения, чем психическая ампутация. Акт «принятия» — это не аналитическое примирение с неизбежной неприятностью, а психический акт, предлагающий мирное спонсорство (покровительство) изолированным и изгнанным частям себя, а также частям других.
Если это кажется похожим на Сущностную Трансформацию или процесс шестишагового рефрейминга, то это действительно так: предпосылки схожи, а подходы весьма совместимы. Однако оба процесса направлены на перевод соматических сигналов (чувств, поведения, симптомов) в когнитивно приемлемые конфигурации и ценности.
«Отношения с собой» работают над созданием энергетической связи между когнитивным Я и соматическим Я, обеспечивая принятие и спонсорство одного по отношению к другому.
Энергия «Фрессен» (по-немецки «жрать, есть как животное»), представляющая собой неостановимую целостность нашего природного, соматического «я», будет брать жизнь и любовь везде, где только сможет. Спонсируя и поддерживая эту энергию «Фрессен» своим человеческим присутствием и трансформируя ее в энергию «Эссен» (питание как у человека), мы высвобождаем эти энергии в отношениях, которые стимулируют «гениальные человеческие проявления» (5).
Это создает то, что Стивен называет «Отношенческим Я», которое представляет собой «одновременное переживание обоих «Я», без идентификации с одним из них». Это также «поле, разделяемое с другими, так что более глубокое единство с другими может быть прочувствовано и реализовано различными способами».
Базовая чувствительность, инструменты и заповеди «Отношений с собой» совместимы практически с любой моделью терапии и являются для меня глубоким дополнением к практике любого терапевта.
Принципы и учения «Отношений с собой» одновременно просты и сложны; они связывают многие аспекты традиции исцеления в многоцветное целое и предлагают конкретные и общие разработки в области отношений, общения и принятия решений. Последняя книга Стивена «Смелость любить: принципы и практика психотерапии отношений с собой» (8) — это практическое руководство и трогательное свидетельство того, что значит быть человеком.
Пространства когнитивного, соматического и отношенческого Я, по мнению Стивена Гиллигена
Один из ключевых выводов, сделанных Стивеном у Милтона, — разница между целительным свойством ассоциированного транса и эскапистским качеством диссоциированного транса. Хотя диссоциация важна как часть набора психических выборов и вариантов восприятия, она может стать вредной, если становится реакцией человека по умолчанию на неприятную эмоцию. Сам Милтон всегда говорил, что научился гипнозу в тот момент, когда потерял всякую способность говорить и двигаться из-за жестокого приступа полиомиелита, после которого он чудом выжил, отделавшись лишь полным параличом. Именно в процессе реинкарнации своего сознания молодой Милтон оттачивал свои необычайно восприимчивые навыки взаимоотношений, ощутимую связь с собственным и чужим соматическим интеллектом и владение поэтическим языком бессознательного разума.
Что же делать, если вы не Эриксон и вам не пришлось заболеть полиомиелитом? «Эриксоновская функция» возникает из навыков и ценностей, и ей можно научиться, говорит Стивен. Стивен называет гипнотерапию «творческим искусством», потому что она требует «ежеминутной связи с жизненными силами через ощущения, полного принятия человеческого присутствия в себе и других», а также уважительного взаимодействия с этими жизненными силами в «способности любить».
Тело как инструмент для совершенствования
Это не курс интеллектуального фастфуда. Буддийские и даосские концепции входят в тренинг не просто как «интеллектуальный лак», а как реальные и питательные практики, являющиеся плодами, миндалем и зернами пирога. Очень приятно, что можно найти тренера по гипнотерапии, который основывает свою работу на развитии тела, как если бы оно было инструментом, который нужно совершенствовать, который демонстрирует и обучает использованию голоса для направления вибрационной энергии.
Вхождение в поле другого человека требует уважения и чуткого расположения физической и психической энергии, а также навыков и гибкости, которые требуют практики и опыта. Вести человека безопасно и так, чтобы он был «ни слишком зажатым, ни слишком свободным», — это динамичные и меняющиеся отношения, управляемые кинестетической чувствительностью.
Дисциплинированная тренировка интенсивности этих очень сложных сенсорных каналов, источников удовольствия и боли, необходима, если мы хотим стать свидетелями событий и сообщений из бессознательного и использовать их для перенаправления энергии (между клиентом и практикующим, между сознательным и бессознательным интеллектом).
Овладение этими навыками зависит от аутентичного и индивидуального путешествия практикующего и клиента, чтобы достичь охвата всей нашей эмоциональной и психической энергии и сбалансировать ее в динамичной, но прочной триаде нежности, ярости и игривости. Это позволяет нам расширить нашу энергию, чтобы охватить других, оставаясь в состоянии безопасности и центрированности.
Милтон научил Стивена, что «не все трансы созданы одинаковыми». Некоторые усиливают связь между когнитивным (сознательным) интеллектом и соматическим и интуитивным (бессознательным) интеллектом. Другие виды транса могут стать основой проблемных состояний, когда сознательный разум теряет связь с сущностным, нелинейным, соматическим мультиинтеллектом, способным одновременно постигать различные истины и тем самым открывать новые возможности, которые сознательный разум пока не может понять.
Если отделить когнитивный интеллект от парадоксального состояния творчества и исцеления, он остается запертым в коробке рационального мышления, рассуждающего по принципу «или-или». Он приходит в замешательство, потому что другие дополнительные истины исключают сообщения бессознательного ума («симптомы») из сферы того, что считается полезным и хорошим.
Стивен владеет Айкидо, мирным боевым искусством (буквально Айкидо — это способ примирения энергии различий или противоположностей). Это мастерство основывается на физической дисциплине, обучая тело/разум в целом естественной гибкости инь (принятие и поддержание энергии) и ян (проникновение и перенаправление энергии). Это очень интимный опыт в группе, без необходимости погружаться в то «хипповое дерьмо», которое любит физический контакт.
Возможность прикоснуться к физическим и реляционным полям и обнять их — это существенная возможность исследовать правильность связи через процесс проб и обратной связи. Использование ответственности человеческого присутствия для спонсирования и поддержки взаимодействия в рамках индивидуального процесса, а не для контроля и исправления, требует смелости любить то, что исходит из основы нашего собственного существа.
Пределы диссоциированной позиции
Стивен утверждает, что вмешательство в работу терапевта из иллюзии объективного и диссоциированного диагноза, то, что НЛП-практики называют «пребыванием снаружи в третьей позиции», является неэтичным. Злоупотребление может произойти, когда терапевт, тренер или менеджер, определяя себя как находящегося вне системы (группы или клиента/практикующего), защищает свое когнитивное осознание с помощью модели или теории, жестко помещая себя в диссоциированную позицию.
Из этой диссоциированной позиции человек отделен от эмоциональных ресурсов и других соматических интеллектов, другими словами, от богатства чрезвычайно чувствительного аппарата обратной связи, которым является наше тело/ум. Стоит подумать о том, как НЛПер может иногда укрыться в этом диссоциированном состоянии, из которого он может спутать маркировку с процедурой, то есть содержание карты НЛП и процесс, происходящий на этой территории, — процесс с группой или клиентом.
Таким образом, отделенное и пойманное в ловушку, диссоциированное «я» воспринимает мир через статичный набор обильно интеллектуализированных фильтров. Ответом системы может быть замешательство, конфликт и появление экологического сопротивления.
Иногда нейро-лингвистическое программирование (НЛП) не приносит пользы и разочаровывает многих людей, причисляющих себя к эриксоновским психотерапевтам, тем, что некоторые путают языковые паттерны поверхностной структуры «Милтон-модели» Гриндера и Бэндлера с эриксоновской гипнотерапией. Подобное восприятие сродни вере в то, что достаточно надеть саронг, чтобы научиться танцевать хулу, или в то, что использование тригонометрии позволяет танцевать вальс.
Прочитав книги, которые Бэндлер и Гриндер впоследствии написали об Эриксоне, Грегори Бэйтсон, написавший первоначальное введение, сказал, что сожалеет о том, что сделал это (3). Бейтсон считал, что Бэндлер и Гриндер изучали работу его друга Милтона с точки зрения западной эпистемологии — наблюдателя, вмешивающегося в систему с внешней точки зрения.
Поэтому он был представлен как внешнее «я», применяющее к системе (клиенту) набор трюков. В отличие от этого, Бэйтсон считал, что работа Милтона настолько глубоко и восприимчиво входит в систему клиента, что, когда он действует в соответствии с ней, он уже не является эго, отделенным от системы, а фактически вплетен во всю систему, являясь частью ее экологической сложности.
К счастью для нас, представителей НЛП-сообщества, моделирование Эриксона не закончилось на Бэндлере и Гриндере. Моделирование было значительно развито и обогащено, выйдя за пределы модного в то время структурализма и герметичного обозначения различных традиционных и радикальных школ лингвистики. Этим мы во многом обязаны Роберту Дилтсу и Джудит Делозье, а также тем, кто впоследствии внес свой вклад в совершенствование культуры моделирования.
Моделирование — это естественное человеческое поведение, которое до появления НЛП было в значительной степени инстинктивным и интуитивным. Современное НЛП признает, что сложные системы имеют динамические, многоуровневые структуры — а Эриксон был сложной системой. Тем более что это была динамическая система, с которой он был связан, с каждым уникальным человеком, его клиентами или учениками, и с каждой из их собственных динамических, многоуровневых систем.
Я прекрасно понимаю задачу Бэндлера и Гриндера. Попытка расшифровать мои записи семинаров Стивена не поддается законам пунктуации, а голос, который бьется в моих грудных костях, как фанковая басовая линия, почти незаметен на записи. И все же, находясь там, можно было почувствовать, как участники становятся ритмом и каденцией песни, которую, по мнению каждого члена группы, поют для них.
Оглядывая комнату с участниками, вы словно возвращаетесь в прошлое, к трясущимся видеозаписям семинаров Эриксона. Каждый находился в своем собственном трансе, кто-то с закрытыми глазами, кто-то с широко открытыми, у кого-то по лицу катились слезы, и я не думаю, что это было связано с тем, что они были несчастны. Стивен Гиллиген любит говорить, и говорит он хорошо. Когда мы слушаем, мы не пассивны, но наша активность внутренняя, индивидуальная и многоуровневая.
Убедительные процессы
Стивен предлагает убедительные процессы, инструменты самонаблюдения и множество упражнений для саморазвития и интервенций, адаптированных для работы с отдельными людьми и парами. Это курс, управляемый процессом, в котором следование содержанию курса становится второстепенным по сравнению с возможностями обучения, возникающими благодаря вопросам, представленным группой в процессе изучения материала.
Представленные демонстрации гипнотического и электризующего интенсивного исцеления показывают, что «Self-Relations» Стивена — это скорее процесс активации принципов, а не заранее установленная процедура. Дополнительные видеоролики помогают подчеркнуть индивидуальный подход к каждому клиенту и гибкость, которая требуется от практикующего. Для тех, кто придерживается более «процедурной» мета-программы, в комплект входит четкое и полное руководство, описывающее процессы, и я обнаружила, что оно является когнитивным помощником для запоминания и ценной рабочей тетрадью для дальнейшего изучения.
Этот семинар способствовал глубокому личностному исцелению, а Стивен был образцом для подражания, неустанно помогая участникам группы на протяжении всех четырех дней. Я чувствую себя вновь воодушевленной в своей работе как терапевт, более глубоко утвержденной в своих ценностях и убеждениях как гипнотерапевт и НЛП-психотерапевт, и перешла на новый уровень обогащения своих основных навыков. За последние несколько недель я наблюдала прогресс, достигнутый несколькими клиентами, которые использовали «Отношения с собой». Видя, как некоторые до этого очень напряженные клиенты смогли быстро интегрировать навыки процесса Стивена в свой личный метод, я убедилась, что это тренинг, который может и будет продолжать развиваться.
Текст Памелы Гаулер-Райт
1. В. Райков, 1966
2. «Терапевтические трансы: принцип сотрудничества в эриксоновской гипнотерапии» «Терапевтические беседы» в соавторстве с Риз Прис. «Краткая терапия: мифы, методы, метафоры» в соавторстве с Джеффри К. Зейгом. «Наследие Милтона Эриксона»
3. «Сущностная трансформация», Андреас и Андреас, 1994
4. Эриксон, 1967. САТИР, 1972.
5. «Смелость любить: принципы и практика терапии отношений с собой» Стивен Гиллиген, 1997
6. Там же.
7. Там же.
8. «Дао дэ цзин», Лао Цзы
9. Интервью с Брэдом КЕНИ, 1976.
- «Терапевтические трансы: принцип сотрудничества в эриксоновской гипнотерапии» «Терапевтические беседы» в соавторстве с Риз Прис. «Краткая терапия: мифы, методы, метафоры» в соавторстве с Джеффри К. Зейгом. «Наследие Милтона Эриксона»
↩︎